Музеи
Парки
Площадки
Муралы
Рестораны
Бары
Нажав на линзу , можно посмотреть фото и описание элементов маршрута.
Старый (Верхний) Киев имеет древнюю историю. По легенде здесь поселились Кий, Щек, Хорив и Лыбедь. И первое княжеское поселение возникло в V в. на Старокиевской горе площадью до 2 га. В конце X в. с приходом Владимира Великого на эти земли, город увеличился до 10 га и стал называться городом Владимира. Так, сохранились фундаменты Десятинной церкви, построенной князем Владимиром в 990-е гг.
Город Ярослава начал строиться в 1037 г. с возведения Золотых ворот, Софии Киевской, Ирининского и Георгиевского монастырей. Валы от Золотых ворот простирались в западном направлении вдоль ул. Ярославов Вал до Львовской площади к Львовским воротам (не найдены) и далее вдоль ул. Большая Житомирская (по отрогам Старокиевской горы) замыкались на детинце. В восточном направлении валы тянулись по ул. Прорезная к Крещатой долине (современный Крещатик) до Лядских ворот (сохранился фундамент, пл. Независимости). Площадь Древнего Киева увеличилась до 72 га. В 1113 г. внук Ярослава Мудрого, Святополк Изяславович, расширил границы Киев, включив Михайловский Златоверхий собор.
Во времена Киевской Руси на территории детинца проживал княжеский род, происходили посажения на престол, вече и другие важные события. Здесь было возведено множество каменных церквей и монастырей. Среди них такие, как Георгиевский, Ирининский, Фёдоров и Янчин монастыри, а также Десятинная и Крестовоздвиженская церкви (на месте нынешней Андреевской церкви). Самыми значимыми объектами, которые сохранились до наших дней, можно назвать Золотые ворота, Софийский и Михайловский соборы.
X Владимирская ул. — одна из первых улиц столицы. В древние времена пролегала через город Владимира и город Ярослава, являясь главной городской улицей, и вела от Золотых Ворот до Софийского собора. Старейший ее участок, от Десятинной церкви и до Софийской площади, возник приблизительно в Х в. Целостной Владимирской она стала только в 1930-х годах ХIХ века.
X Владимирская, 3 — особняк Трубецких, памятник архитектуры, расположен на территории детинца древнего Киева. В XII—XIII вв. на этом месте существовала каменная ротонда, а ранее было капище. Предположительно построен в 1820-х гг. Первым владельцем усадьбы был чиновник О. Анненков. В 1867-1917 гг. особняк принадлежал княгине Елизавете Трубецкой, семье декабриста С.П. Трубецкого. Во время археологических раскопок в 1870-х гг. на территории усадьбы был обнаружен фундамент большой двухэтажной ротонды конца XII в. Дом Трубецких сегодня является ценным и редким образцом жилой застройки города времен классицизма. Сегодня используется как отдел археологии.
X Владимирская, 10 — был построен в 1910 г. по проекту архитектора А.Кобелева и предназначался для киевских отделений Крестьянского земельного и Государственного дворянского банков. Позже, во времена советской власти, в здании разместился Центральный телеграф. Часы появились на здании во время его реконструкции в 1971г. Часы примечательны тем, что показывают время сразу в 60 городах мира. Механизм был сделан двумя местными слесарями. Они использовали механизм послевоенного ленточного телеграфного аппарата СТА-М-67. На телеграфе он давно уже не применяется, а в часах исправно работает.
X Владимирская, 11/6 — гостевой дом Адриана Прахова (ученый, искусствовед, археолог, в 1884-1896 гг. жил в Киеве), руководил художественными работами во Владимирском соборе, исследовал древние фрески Кирилловской церкви, Софийского и Михайловского соборов. Дом Праховых посещали многие научные и художественные деятели того времени. Душой дома была жена А.Прахова Эмилия, портреты которой создали И. Репин и М. Врубель.
X Владимирская, 13/5 — каланча пожарной части была построена в 1850-х гг. на Старокиевском участке, на углу улиц Владимирской и Большой Житомирской. Одна из двух каланчей, сохранившихся до наших дней, и по ныне исправно выполняет свои функции и называется Пожарное депо №2. Здание использовалась и как полицейское отделение, о чем подтверждает охранная табличка на доме.
X Владимирская, 15 — здание «присутственных» мест постройки начала XIX в. Здесь содержались различные губернские отделы, финансовые органы, Судебная палата и Окружной суд. Впоследствии, по мере расширения аппарата «присутствий», сооружение дважды надстраивали. Перед фасадом было устроено проезд и разбито цепочку скверов. Сегодня в бывшем доме Присутственных мест продолжают работать органы милиции и суда.
X Владимирская, 16 –здание, где проживал известный художник Михаил Врубель в то время, когда работал над росписями Кирилловской церкви. Дом был построен еще в 1879г. и принадлежал адвокату Францу Чернецкому, который открыл в нем более сотни «доходных комнат». В 1911г. в здании размещалась женская гимназия.
X Владимирская, 33 — здание Киевского губернского земства, построенное в 1913-23 гг. архитектором В.А.Щуко, куда вселились руководящие органы разнообразных профсоюзов: металлистов, пищевиков, текстильщиков, кожевников, строителей, деревообделочников, швейников и медработников. Здание получило пышное название Дворец труда. В 1930-е гг. было передано органам госбезопасности. В стенах этого здания и в его подвалах проводились пытки сталинскими палачами, в войну гестаповцами, а после гэбистами. Здесь побывали Иван Кудря, Олена Телига, Василий Стус, Виктор Некрасов и др. Сейчас постройка принадлежит СБУ.
X .Владимирская, 35 — особняк А.В. Беретти, построенный в 1848 г. в стиле классицизма. Слева особняка располагался сад с беседкой, во дворе существовал колодец. В 1870 г. особняк покупает жена купца 1-й гильдии И. Михайловская. В особняке были устроены лепные плафоны, в зале и гостиной расписаны стены итальянским художником Алиауди. На фасаде особняка появился герб владельца — на щите в красном поле три золотые копья, направленные в звезду, на нашлемнике — козёл. Михайловские владели особняком до 1919 г., до национализации. Сейчас в здании находится приемная СБУ, фасад дома украшает мемориальная доска Михаилу Грушевскому.
X Владимирская, 36 – здание бывшей гостиницы «Прага», построенное в 1880 г. по проекту архитектора А.Шилле для содержателя меблированных комнат Ильинского. Вначале это был 3-х этажный дом с флигелями. После смерти Ильинского его вдова продала дом. В 1911-1913 гг. на средства В. Вондрака были достроены еще три дополнительных этажа. На крыше гостиницы размещался ресторан «Прага». В 1914 году был достроен 7-й этаж и терраса для летнего ресторана. В 1916-1918 гг. в гостинице жил чешский писатель-сатирик Ярослав Гашек — автор романа «Похождения бравого солдата Швейка». А в 1918 г. в гостинице проживал с семьей Симон Петлюра. Сейчас здание не используется и закрыто.
X Владимирская, 39/24 — доходный дом Сироткина, начало строительства — 1900г. Заказчиком постройки был купец и оружейный магнат Петр Григорович-Барский (арх. Карл Шиман). Из-за финансовых проблем дом был продан купцу Александру Сироткину, который купил недостроенный особняк на аукционе. Строительство было закончено в 1902г. Сироткин сдавал здесь номера. На 1-м этаже доходного дома находилось знаменитая кондитерская «Маркиза», что упоминается в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия». В советское время здесь был ресторан «Лейпциг». В первые года своего существования доходный дом был самым высоким жилым строением в Киеве (высотой около 40 м). Также это был один из первых домов в городе, в котором находилась система парового отопления и лифт. Сегодня в бывшем доме Сироткина идет строительство новой киевской гостиницы.
X Владимирская, 40/2 – доходный дом Михайлова. Изначально на этом месте находилась усадьба титулярного советника А. Г. Пятигоровича. В 1898 г. усадьбу выкупил актер императорских театров М.Михайлов, заказав постройку четырехэтажного здания архитектору А. Кривошееву. Главный фасад здания выходил на три улицы. На 1-м этаже разместились восемь магазинов, на остальных — 16 квартир с 30 балконами, которые сдавались в аренду. В доме также находилась больница доктора Шнарбаховского и Киевский уездный съезд мировых судей. В 1907 г. в здании открылась мужская гимназия М. А. Стельмашенко. В гимназии учителями работали архитектор Н. Н. Гардений и отец конструктора космических кораблей С. П. Королева, учился детский писатель М. Носов. Некоторое время в доходном доме гостил у своего брата, врача Лурье, И. Г. Эренбург.
X Владимирская, 42 –возведен в сер. XIX в. в стиле позднего классицизма. В последней четверти XIX в. дом принадлежал семье певца, режиссера и антрепренера И. Я. Сетова (Сетгофер), впервые поставившего в Киеве «Опричника» Чайковского, «Аиду» Верди, «Тангейзера» Вагнера. Именно тут провел последние месяцы жизни известный коллекционер, меценат, общественный деятель Василий Тарновский. С 1908 функционировал как литературный клуб, активное участие в котором принимали: историк Д. Антонович, археолог Н. Биляшивский, литературовед С. Ефремов, писатели А. Олесь, О. Пчилка, Леся Украинка, Л. Яновская, актеры М. Заньковецкая, Н. Садовский и др.
X Владимирская, 43 – здание, построенное в 1888 г. по проекту архитектора В. Николаева, принадлежало профессору Киевского университета А. Антоновичу. Здесь располагались меблированные комнаты и конторы. Часть помещений в доме занимала редакция ежедневной газеты «Киевское слово» (1886-1905гг.), которую редактировал А. Антонович. На ее страницах публиковались А. Куприн (цикл «Киевские типы»), И. Франко, О. Пчилка, Н. Вертинский. На четвертом (мансардном) этаже дома проживала семья Вертинских, где и родился поэт, композитор, артист Александр Николаевич Вертинский (1889-1957гг.). В годы Гражданской войны в доме был винный погреб «Замок Тамары», упоминаемый М. Булгаковым в «Белой гвардии». Сегодня в этом доме размещены различные учреждения и Посольство Республики Корея.
X Владимирская, 45 – или доходный дом Владимира Качалы. Этот дом находился на территории усадьбы В.Качалы, которому и принадлежал. Доходный дом построен в 1892г. архитектором Александром Хойнацйим. А особняк Качалы находится в глубине двора (небольшой двухэтажный дом — Владимирская, 45-а). Нередко случалось, что хозяева, будучи не в состоянии выплатить кредит, продавали свои дома за долги. В.Качала был инженером-химиком, открыл в Киеве Заведение искусственных минеральных вод. Здание бывшего доходного дома находится в отличном состоянии, там сейчас Посольство Армении. Сам же особняк В.Качалы — сегодня Дом ученых.
X Владимирская, 47 – здание, спроектированное в 1889-1891гг. арх.Шилле вместе с акад. архитектуры В.Сычуговым, и построенное для купца II гильдии Фридриха Михельсона — владельца известных в Киеве Караваевских бань и гостиницы «Женева» на Софиевской. В пышно оформленном доме на 3-м этаже расположилась рисовальная школа Николая Мурашко, открытая еще в 1875г. при материальной поддержке Ивана Терещенко. Школа воспитала целую плеяду известных украинских художников. В 1910-х гг. здесь размещалась частная женская гимназия В. Перетяткович. Позже здесь находились лечебные учреждения. Здание сохранилось до сих пор.
X Владимирская, 49 — особняк Варвары Евгеньевны Ильяшенко-Томары, построенный в середине XIXв. С 1868г. в нем поселилась семья Томар. Томары — одна из старейших казацких фамилий, выходцами которых были греки. Варвара Томара была весьма состоятельной женщиной. Она вышла замуж за Патрикия Ильяшенко. Семья владела 4 тыс. десятин в Киевской губернии и несколькими домами в Киеве. После 1917г. особняк был национализирован. После тут размещались различные учреждения.
X Владимирская, 50 – оперный театр, расположенный на пересечении улиц Владимирской и Б.Хмельницкого. В 1856г. за проектом И. Штрома было построено второе помещение Городского театра, которое в 1896г. сгорело. А 25 февраля 1897г. жюри огласило результаты конкурса на проект Киевской оперы и утвердило проект архитектора В. Шретера. 16 сентября 1901г. в Киеве открылся новый театр. Поначалу критики называли здание неуклюжим и сравнивали с черепахой. На то время это был театр с самой большой в царской России оперной сценой (ширина 34,3 м; глубина 17,2 м; высота 22,7 м). Здесь пел легендарный Федор Шаляпин, а в 1911 г. тут был смертельно ранен премьер-министр России Петр Столыпин. Театр был оборудован по последнему слову тогдашней техники. Да так прочно, что реконструкция понадобилась только через 80 лет.
X Владимирская, 54 — женский пансион Левашовой. Владелицей заведения для благородных девиц была жена киевского генерал-губернатора Левашова. Дом был построен в середине XIX в. арх.А.Беретти. Изначально был двухэтажным, позже достроили третий этаж. После революции пансион еще действовал какое-то время. Но через несколько лет был ликвидирован. С 1918 г. в здании расположилась Украинская Академия наук, где она размещается до сих пор. Здание выполнено в стиле неоклассицизма. Фасады украшены лепниной и аттикой. Сегодня это Президиум Академии наук.
X Владимирская, 55 — конференц-зал Академии наук, построенный в 1927 г. Павлом Алешиным. 29 ноября 1934 г. в зале для прощания с киевлянами выставляли гроб с телом Михаила Грушевского. Здание является памятником архитектуры. Сегодня здесь также можно использовать залы для торжественных мероприятий.
X Владимирская, 57 — педагогический музей, построенный в 1911г. архитектором П.Алешиным. Тут же организовывались лекции, конференции, встречи деятелей науки разных стран. До 1915 г. посетить музей можно было бесплатно. Музей действует до настоящего времени. В 1917 г. в здании стала заседать Центральная Рада УНР, возглавляемая М.С.Грушевским, памятник которому расположен у здания. 7 ноября 1917 г. в музее была открыта Украинская академия Педагогических наук. Вскоре здесь начала свою работу и Украинская государственная академия искусств. Размещались здесь и школа летчиков, и добровольная белогвардейская дружина, музей революции и Киевский областной исполнительный комитет. В 1934 г. музей был реорганизован в Киевский городской дом учителя. С 1937г. по 1982г. здесь был музей Ленина. С 1982г. здесь снова функционирует Дом учителя и до сегодняшнего дня. Также здесь разместились государственная научно-педагогическая библиотека им.В.А.Сухомлинского и хореографический колледж.
X Владимирская, 60 — Киевский национальный университет им.Т.Шевченко, построен в 1837-1843 гг. архитектором Беретти. Красный цвет фасада, черные детали колонн и карнизов соответствуют цветам орденского знака святого Владимира, имя которого носил университет. Девиз ордена «Польза, честь и слава» также стал девизом университета. В середине XIX в. университет стал центром науки и общественно-политического мировоззрения Украины. В 1845—1846 гг. на археографической кафедре работал сам Тарас Шевченко. Во время Второй Мировой войны здание университета было практически полностью сожжено. Сегодня это самый престижный вуз на Украине.
X Владимирская 58, 62 – дома-близнецы. №58 — библиотека при Киевском национальном университете, построена в 1914-30 гг. в стиле неоклассицизма по проекту архитекторов Осьмака и Алешина, изначально предназначалось для гуманитарных факультетов, затем переоборудовано в университетскую библиотеку. Одна из самых крупных в Украине, по официальным данным в ней хранится около 3, 5 млн книг. №62 — филиал №1 национальной библиотеки им. В. Вернадского, сооружен 1939-1940 гг. по проекту Осьмака и Алешина как здание библиотеки университета, но со временем передали Центральной научной библиотеке УССР (теперь библиотеки им.Вернадского), и до 1980-х гг. здание было основным помещением ЦНБ. Два библиотечных здания составили со строением университета монументальный ансамбль.
X Владимирская 61/11 — доходный дом купца Б.Мороза. Этот красивый дом в стиле модерн на углу Владимирской и Льва Толстого построил архитектор Иосиф Закцер в 1912 г. В некоторых квартирах до сих пор сохранилась богатая лепнина, имеется старинный декор и в подъездах. Домовладельцем дома был предприниматель, купец первой гильдии Берко Мороз, к знаменитым мануфактурщикам-купцам Морозовым он никакого отношения не имеет.
X Парк им.Шевченко — заложен в 1860-х гг. на пустыре перед зданием университета и был назван Университетским. Руководил работами киевский городской архитектор-садовник Карл Христиани. в 1869 году в центре парка был установлен памятник Николаю I, а сам парк переименован в Николаевский. В 1939 г. на месте монумента Николаю I в центре парка был установлен памятник Тарасу Шевченко. Парк стал носить имя Т.Шевченко. В 1972 г. парку был присвоен природоохранный статус. Здесь выступают уличные музыканты, а летом устраивают танцы. На территории парка есть ресторан. Хоть парк и небольшой, но является излюбленным местом киевлян и гостей столицы.
X Национальный университет пищевых технологий — один из старейших вузов, основанный во второй половине XIX в., в период развития сахарной промышленности. В связи с нехваткой квалифицированных кадров в сахарной сфере, в 1884 г. в училище при Смелянском рафинадном заводе были открыты технические классы — первое в истории Российской империи техническое учебное заведение для подготовки техников — химиков и мастеров сахарного производства. В 1898 г. создается политехнический институт, где на химическом факультете стали изучать технологию сахара. В 1929 г. на базе этого факультета был создан сахарный отдел, позже — сахарный факультет, в 1930 г. был образован Киевский сахарный институт и приняты первые 450 студентов. Сегодня НУХТ является одним из ведущих вузов страны. В свое время здесь учились Г.Суркис и многие др.
X Киевский детинец принято называть историками «Город Владимира» — по имени князя Владимира Великого, построившего его в период своего княжения (970-988гг.). Несмотря на археологические раскопки, которые говорят о том, что первые поселения на территории Киева основаны в VІ в., столицей древнего государства Киев стал с VІІІ -ІX вв. Именно при Владимире Великом поселение приобрело вид укрепленного города, обнесенного земляным валом и рвом с креплениями из дерева, с въездными каменными воротами и занимало площадь 10-12 га. Композиционным центром города стала Десятинная церковь, построенная при Владимире Святославиче в 989-996 гг. В последующие столетия укрепления детинца обновлялись при Ярославе Мудром (защищенная территория города была расширена до 70 га, построены Золотые ворота), затем в XVІІ в. при Богдане Хмельницком и в XVІІІ в. русским генерал-фельдмаршалом Х.А. Минихом. Последующее бурное развитие строительства Киева стерло с лица земли остатки древних валов и самого детинца. Главное каменное строение — Десятинная церковь была разрушена еще в 1240 г. ордами хана Батыя. Ее исследования проводились со времен гетмана Петра Сагайдачного митрополитом Петром Могилой и ведутся до настоящего времени. Восстанавливалась Десятинная церковь в 1842г. и выглядела помпезно. Разрушена в 1930 г. советской властью. Руины Десятинной церкви входят в комплекс древних сооружений Национального музея истории Украины.
X Десятинная церковь — первая каменная церковь Киевской Руси, была построена на месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан — младенец Иоанн и отец его Федор. Сооружена церковь была в 989-996гг. в период княжества Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов — десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери и представлял собой крестово-купольный шестистолпный храм. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные плиты. Здесь были похоронены Владимир Святославович и его жена — византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240г. орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний тайник киевлян. Во время жестокой резни, устроенной татаро-монголами, множество киевлян попыталось укрыться в храме. Под натиском людей церковь не выдержала и рухнула, погребя под собой горожан. В 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы начались первые раскопки и были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. По инициативе П.Могилы в 1635г. на месте Десятинной церкви был построен храм в честь св. Николая, который простоял до 1824г. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийского музея, в Национальном музее истории Украины. Комплекс археологических раскопок находится, как и весь комплекс Софии Киевской, под защитой ЮНЕСКО.
X Западный (Большой) дворец – дворец, которой занимал небольшую площадь и находился перед Десятинной церковью, поражавший современников роскошью и великолепием. Западная сторона дворца предположительно была главной резиденцией князя Владимира. Причем продольная ось Десятинной церкви точно перпендикулярна к оси дворца. Вероятно, перед Десятинной церковью были установлены четыре скульптуры лошадей, привезенные Владимиром из Херсонеса, как в Константинополе четыре знаменитых коня скульптора Лисиппа, что были вывезены из Олимпии и установлены перед Софийским собором. Анализируя характер членений, можно считать, что общая длина здания достигала 70—72м. Центральное, почти квадратное в плане помещение (9*8м по внутренним размерам), очевидно, представляло собой вестибюль дворца, где могли размещаться лестницы на 2-й этаж. Перекрывалось помещение скорее шатровым верхом. С двух сторон к центральному помещению примыкали вытянутые в плане крылья. Возможно, фасады нижнего этажа имели открытые аркады перед парадными залами, в верхнем — располагались жилые помещения. Кирпичные части стен не сохранились, но по обломкам кирпича видно, что он был подобен кирпичу Десятинной церкви.
X Южный дворец — дворец, расположившийся с юго-запада под углом к Десятинной церкви, отделявший площадь от главной улицы города, и был, возможно, княжеской гридницей, т. е. парадным залом, где собиралась дружина. Дворец имел трехчастную планировку: вытянутое в плане среднее помещение и два квадратных — по бокам. Фундаменты были заложены сравнительно неглубоко (60 см) при очень большой толщине (170 см). Фундамент, кладка и кирпич этого здания такой же, как в Западном дворце. В центральном помещении предположительно находился большой зал, а в боковых — башни с лестницами на 2-й этаж.
X Языческое капище – капище, что находится возле Исторического музея, недалеко от Андреевского спуска — одно из самых известных капищ, фундамент которого воссоздан на Старокиевской горе. Сотни лет назад здесь был жертвенник — место поклонений и жертвоприношений языческим богам. Вероятно, это был храм Перуна – культовый центр Полянского княжества, впоследствии — Киевской Руси. Во время раскопок тут обнаружили огромное количество золы, костей, главным образом животного происхождения. Капище представляет собой каменный круг с четырьмя выступами, указывающими по сторонам света. Первым, кто исследовал капище, был археолог Викентий Хвойка, раскопавший его в 1908 г. Он полагал, что эти остатки принадлежат языческому капищу, а столб служил жертвенником, на котором продолжительное время осуществлялись жертвоприношения. Капище датируют VI-VII ст.
X Софийские ворота — Батыевы ворота, сооружены в конце X в. при создании оборонительной системы Верхнего града – города Владимира. Фундаменты Софийских ворот представляли собой две параллельные стены 6-ти метровой длины. Под четырёхгранной башней ворот находился высокий арочный проезд шириной в 4 м и, вероятно, подъёмный мост. Конструкция Софийских ворот изначально создавалась из дерева и состояла из клетей, возведенных в два яруса с надвратными боевыми башнями-стрельницами, которые венчали пирамидообразные крыши с удобными площадками для стрельбы из луков и самострелов. Фундаменты ворот обозначены красным кварцитом на углу улиц Большой Житомирской и Владимирской
X Старокиевская гора – один из центральных киевских холмов, расположенный в районе Верхнего города. По преданию, именно в этих местах зародилась киевская жизнь. Князь Кий основал свой город, о чем напоминает памятный знак — камень с начертанными словами «Отсюда есть пошла земля руская». Предположительно, на северо-западной части современной Старокиевской горе находился «град Кия» — V-IXв. На Старокиевской горе частично сохранились части валов княжеского детинца и фундамент первого каменного храма на Руси, заложенного князем Владимиром — Десятинной церкви (989-996гг.). Сегодня на Старокиевской горе расположена пейзажная аллея – обзорная площадка, сооруженная в 1980-х гг. Также посажена митрополитом Петром Могилой четырехсотлетняя липа. Кроме того, здесь был обнаружен фундамент Дворца княгини Ольги (X в.). В 1937-1939 гг. был построен на горе Музей истории Украины.
X Золотые Ворота — символ Киева, старейшее сохранившееся оборонное сооружение Киевской Руси, главные ворота древнего Киева. Построены они были по указу Ярослава Мудрого в 1037 году. Высота оборонительных укреплений города Ярослава с заборолами достигала , в общей сложности, 16 м, ширина 20 м, а по низу с откосами — до 27 м. По подсчетам, для сооружения 3,5 км полосы укреплений необходимо было около 50 тыс. м3 дубового леса, около 630 тыс. м3 земли; на строительстве должны были работать беспрерывно в течение четырех лет более 1000 человек. Сроки этих работ могли быть более сжатыми, если учесть, что после разгрома и вероятно пленения печенегов Ярослав мог иметь в своем распоряжении много дешевой рабочей силы. Летопись сообщает, что над Зотыми воротами была построена Благовещенская надвратная церковь, защищенная со сторон проезда ворот боевыми площадками с каменными бойницами. До настоящего времени сохранились и фрагменты прикладок, выполненных в технике кладки XI в. Это следы укрепительных конструкций, появившихся после деформации стен и сводов ворот после попыток штурма.
X Львовские ворота — построены в 1037г. при расширении Киева князем Ярославом. Изначально Львовские врата носили название Жидовские, т. к. начиная с IX в. здесь располагалось еврейское предместье. Просуществовало вплоть до конца ХХ в. и известно старшему поколению киевлян как Евбаз (еврейский базар). Как у каждых городских ворот, где толпился прибывший люд, так и возле Жидовских ворот существовало торжище. Врата привлекали возможностью получить от торговли наибольшую выгоду. Потому иудейское население, традиционно настроенное на торговлю и ростовщичество, с готовностью селилось именно здесь. Отсюда и название ворот — Жидовские. В Х — XI в. Киев расширялся и уже не вмещался в пределах Детинца. Во времена правления князя Ярослава Мудрого были возведены новые линии обороны — с севера, запада и юга. Были построены новые ворота: на западе — Золотые ворота, на юге — Лядские, на севере — Жидовские. Жидовские ворота с XIII в. были переименованы на Львовские врата. Это объясняется тем, что Киев в то время принадлежал Польско-Литовскому государству Речь Посполита, а столицей тогдашней Руси, после татаро-монгольского нашествия стал Галицкий город Львов. За воротами пролегали пути на Вышгород и Львов, так называемые Дорожищи (Дорогожичи) и галицкие князья переименовали ворота в честь своей столицы. Ворота, как оборонительное укрепление, просуществовали до 1795г. По прошествии семи с половиной веков ворота очень обветшали и были полностью снесены в середине XIX в. Ворота предположительно находились на месте современной Львовской площади, но их точное расположение неизвестно.
X Михайловский Златоверхий Собор — древнейшая и величайшая православная святыня Киева, был заложен внуком Ярослава Мудрого, князем Святополком Изяславичем на территории Дмитриевского монастыря согласно летописи в 1108 г. и посвящен небесному покровителю архангелу Михаилу. Имя «Златоверхий» было даровано благодаря тому, что это был первый собор с золочеными куполами, сделанными из цельного листового золота. После Киево-Печерской Лавры — Михайловский Златоверхий становится вторым местом в Киеве по паломничеству. В нем покоились останки нескольких поколений киевских князей. Самой знаменитой святыней монастыря стали мощи святой великомученицы Варвары, доставленные женой князя Святополка. В 1240 г. монастырь был разграблен ордой хана Батыя. В 1713 г. сооружена трапезная церковь, в 1716-1720гг. — каменная колокольня. Также, в XIX в. на территории Михайловского монастыря существовал самый настоящие гостиничный комплекс, который обслуживал паломников. С приходом советской власти в 1937 г. Михайловский Собор был взорван. В 2000 г. — восстановлен.
X Михайловская площадь – основана на месте Михайловской горы, где раньше находился одноименный монастырь. В то время территория была усеяна оврагами, которые отделяли Северо-восточную часть Верхнего города от остальной части Старокиевского плато. Со временем овраги были засыпаны и на месте появилась площадь. Время спустя на Михайловской площади построили первое училище, перед которым поставили монумент княгине Ольге в 1911 г. Советская власть планировала здесь постройку комплекса правительственных зданий. Но из всех идей воплотилась только одна — это здание сегодняшнего МИД Украины. В 1996 г. на День Киева состоялось открытие нового монумента.
X Памятник княгине Ольге состоит из скульптур — апостола Андрея первозванного, просветителей Кирилла и Мефодия, и самой княгини. Был возведен в 1996г., является реконструкцией одноименного памятника, возведенного в 1911 г. на том же месте. Изначально памятник являлся первым объектом историко-художественного комплекса «Исторический путь». Предполагалось сделать аллею от Михайловского монастыря до Софийского собора со скульптурами великих киевских князей. В 1919г. фигура княгини Ольги была демонтирована большевиками, а на ее место установили бюст Тараса Шевченка. Остатки оригинальной скульптуры находятся на Андреевском спуске.
X Софийский собор — величайшее архитектурное сооружение, построенное великим князем Ярославом Мудрым в 1037г., которое сохранило до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века — мозаики и фрески. Религиозные и государственные идеи того времени нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской. Ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии. Войдя в Собор, взгляд приковывает величественная фигура молящейся богоматери Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Фрески Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора и тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием живописи времен Киевской Руси. На стенах собора сохранились граффити — древнерусские надписи, которые являются важнейшим документом датирования росписей. По-видимому, в центральной части здания работы выполнены в 40-е, а в галереях — в 60-е гг XI в. Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры. Софийский собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
X Софийская площадь возникла в 1-й половине XI-го в. и считается одной из древнейших в Киеве. Согласно преданию, князь Ярослав Мудрый после разгрома Печенегов в 1036г. решил в честь своей победы возвести на этом месте Софийский собор, перед которым сразу возле городских валов образовалась площадь, названная в честь собора. С момента постройки собора площадь стала играть важную роль в жизни столицы. Во времена Киевской Руси здесь собирали вече — народное собрании. В 1857г. Софийская площадь была отделена от своей «соседки» – Михайловской площади. В 1919г. на площади было провозглашено Акт об объединении Украинской Народной Республики и Западной Украинской Народной Республики, здесь же в 1991г. был поддержан Акт о государственной независимости Украины. В центре Софийской площади расположен памятник гетману Богдану Хмельницкому, который был установлен 11-го июля 1888г. к празднованию 900-летия Крещения Руси. Сегодня Софийская площадь имеет прекрасный вид, завораживая своей атмосферой и архитектурой. Каждый год на площади устраиваются культурные мероприятия. А к Рождеству здесь устанавливают вертеп. На Новый год площадь становится центром народных гуляний.
X Памятник Б.Хмельницкому — один из старейших и выдающихся монументов — визитная карточка Киева. ИИнициаторами возведения памятника выступила прогрессивная общественность Киева, собравшая добровольные пожертвования. Место для памятника было выбрано не случайно — на площади в декабре 1648г. киевляне радостно встречали во главе с Богданом Хмельницким казацкие войска, которые освободили Киев от польской шляхты и гнета. С возведением памятника связывают огромное количество легенд и забавных ситуаций. При установке монумента ему никак не могли определить правильную позицию. Изначально бытует мнение, что скульпторы установили памятник гетману так, что он указывал булавой в сторону России. Хмельницкий указывает булавой в сторону Польши не в знак военной агрессии, а по причине того, что в другой позиции конь бы стоял «пятой точкой» к одному из храмов – Софийскому или Михайловскому, что, конечно, не допустимо. Открытие монумента состоялось в день 900-летия крещения Руси.
X Согласно летописи в 1037г. Ярослав Мудрый основал Золотые ворота, Софийский собор и два патрональных храма в честь небесных покровителей четы Мудрых. Так появились Георгиевская церковь и храм святой Ирины. Первая была уничтожена в 1934г., а последняя — во время хана Батыя. Георгиевская церковь имела особый статус и предназначалась для «посвящения и столования». Пятиэтажное здание по Георгиевскому переулку, 2 построено в 1936—1937 гг. Оно отстоит от фундаментов церкви, и сверху над ними — зеленый газон с поставленным в 2009г. ежиком в тумане, за спиной которого — высокий крест, обозначающий, что здесь стоял один из первых киевских храмов.
X Фуникулер – создан в 1902-1905 гг. Вагоны могли вместить 70 пассажиров и, как и сейчас, двигались со скоростью 2 м/с. Трасса фуникулера в те времена была почти на сорок метров короче нынешней. Нижняя станция размещалась на ул. Боричев ток, хотя изначально ее собирались разместить на ул. Сагайдачного. Однако трассе помешали частные дома, с владельцами которых вопрос отселения за разумные деньги решить не удалось и нижнюю станцию пришлось перенести. От Контрактовой пл. к ней специально была проложена линия трамвая. В 1928 г. во время ремонта произошла авария. При замене каната верхний вагон сорвался вниз и столкнулся с нижним. Обошлось без жертв. Тогда при реконструкции и перенесли нижнюю станцию к ул. Сагайдачного.
X Здание МИДа – помпезное строение на Михайловской пл., возведенное в 1938 г. на месте старинной церкви Трех Святителей (XII — XVIII вв.). В 1934 г. столицу советской Украины перенесли из Харькова в Киев. На Михайловской пл. было принято решение создать правительственный квартал: два монументальных здания – для ЦК большевистской партии Украины и для правительства республики, а между ними — площадь для парадов. Вместо фуникулера планировалось построить огромную лестницу на набережную и установить 75-метровый памятник Ленину, смотрящего на Днепр. Это было первое сооружение правительственного комплекса столицы УССР, который планировали построить на пространстве от Михайловской до Софиевской площади. Для расчистки места под правительственную площадь в 1934 г. был снесен Михайловский Златоверхий собор, планировался снос Софии Киевской. Первое здание для ЦК КП(б)У было построено по проекту ленинградского арх. И. Лангбарда. Второе здание-близнец должно было вырасти на месте Михайловского собора. Тут же предполагали разместить громаднейший памятник Ленину. Но варварским планам помешала война 1941г. Немцы здание не использовали. За всю свою историю в здании нынешнего МИДа располагались лишь правительственные организации. С 1940-х годов здесь действовали областной и городской партийные комитеты, а также главные комсомольские учреждения. После войны в нем вновь разместился ЦК КПУ. Сейчас это МИД Украины.
X Владимирская горка – величественное место с видом на Днепр, где происходило крещение Руси. Гора находилась в хозяйственном владении Михайловского монастыря (1108 г.) и была занята деревянными строениями и виноградниками. После нападения на Киев татаро-монгольских войск эта местность значительно опустела, а гора за монастырем стала использоваться как кладбище. В 1830-1840-х гг. её склоны начали укреплять, был разбит парк. На то время Владимирский парк был единственным бесплатным парком в Киеве. В 1853 г. на вершине горки был поставлен памятник Владимиру Крестителю. С приходом технического прогресса с 1890 г. крест на памятнике Владимиру Великому стали подсвечивать электрическими лампочками. В 1902 г. в парке организовали обзорную панораму «Голгофа», где демонстрировались сцены распятия Христа. При СССР тут работал летний кинотеатр с единственными на то время ночными сеансами, имелось и летнее кафе. Одним из поклонников горки был И. Нечуй-Левицкий, написавший произведение “Вечер на Владимирской горе”.
X Памятник Владимиру Великому – однин из знаменитейших киевских монументов, установлен в 1853г. Булгаков в «Белой гвардии» описывал, как каждую ночь в руках Владимира сиял крест, словно маяк для лодок, плывущих по Днепру. Сейчас иллюминация осуществляется с помощью современных прожекторов. Бронзовая статуя Крестителя Руси, более 4-х м высотой, с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой, возвышается на 16-ти м постаменте. Общая высота памятника — 20,4 м. На одной из восьми граней постамента установлен барельеф «Крещение народа русского». В нижнем ряду справа – женщина с младенцем улыбается, слева – деда привели креститься сын и внук, сверху – сцены благословения и миропомазания. Оформление постамента дополнено изображениями звезд и крестов — символов крещения огнем и мечом. Вокруг памятника нет ни одного места, из которого без специальной техники можно было бы разглядеть его лицо.
X Львовская площадь – один из древнейших очагов городской жизни, старинная площадь Киева, расположенная на стыке нескольких улиц. Предположительно здесь во времена Киевской Руси стояли Жидовские (Львовские) ворота, сложный комплекс оборонительных и фортификационных построек. На протяжении XVII-XVIII в.в. тут стояла Старокиевская крепость, но ее останки были полностью демонтированы, что и поспособствовало освобождению пространства для будущей полноценной площади. Свое название площадь официально получила в 1868г. Однако в народе ее называли Сенной площадью, т.к. до 1958г. здесь размещался сенной базар, где продавались сено, дрова и строительный лес. Сейчас на этом месте разросся красивый сквер. Основным архитектурным ансамблем современной Львовской пл. являются построенные в классическом «советском стиле» в 1960-70-х гг. такие здания, как Дом художника, Дом торговли, Торгово-промышленная палата.
X Большая Житомирская ул. — одна из древнейших улиц Киева, соединяющая Михайловскую и Львовскую площади. Возникла в ХI в. во времена Киевской Руси и служила дорогой на запад от Софийских до Жидовских ворот. Позже как часть пути к городу Житомиру, откуда имеет современное название. Улица входила в состав города Ярослава в XI в. В XV–XVIII в. Большая Житомирская носила название Львовской и была одной улицей вместе с современной улицей Сечевых стрельцов, а с 1795 г. — Житомирская. Первые здания, дошедшие до наших времен, были построены в 1850–1860-х гг.: усадьба аптекаря И. Эйсмана (дом № 2) в самом начале улицы, здание Присутственных мест и пожарное депо с каланчой. Настоящие дома на Большой Житомирской выполнены в разных архитектурных стилях, но их объединяет общая тенденция расположения основного здания на красной линии улицы (у проезжей части), а флигелей — в глубине участков. Так Большая Житомирская представляет собой улицу-коридор. Сама улица достаточно узкая и короткая (800 м.), но почти каждый дом здесь — памятник архитектуры со своей историей.
X Пейзажная аллея основана в нач. 1980-х гг. Аллея пролегает по линии оборонных сооружений Х–ХІІІ вв. исторического Верхнего города. По проекту Пейзажная аллея должна была быть частью исторического заповедника «Древний Киев», включая в себя музеи археологический, исторический и градостроительства. Также планировалось благоустройство близлежащих гор (Замковая, Старокиевская, Детинца и Воздыхальница). Это должен был быть наиболее масштабный проект во всему СССР. К сожалению, проект в жизнь не воплотился. С 2009г. скульптор Константин Скретуцкий начал украшать Пейзажную аллею сказочными мозаичными персонажами: коты-сороконожки, Алиса в стране чудес и др. Парк построен на деньги меценатов и людей из окрестных домов. Площадь 1,48 га.
X .Андреевский спуск во времена Киевской Руси был наиболее коротким путем, чтобы добраться из Верхнего города в Нижний. Свое название улица получила в честь св.Андрея Первозванного. Поднимаясь по крутому спуску торговцы теряли товар, который падал с возов, и с тех пор и появилась поговорка: «Что с воза упало, то пропало». В народе спуск также называют столичной улицей красных фонарей. На рубеже XIX-XX в. была произведена наиболее существенная застройка Андреевского спуска. На улице стали обосновываться известные личности – ученые, художники, писатели, скульпторы, композиторы. Этот спуск один из любимейших мест гостей столицы и самих киевлян.
X Андреевская церковь — построена по заказу императрицы Елизаветы как часть Киевской царской резиденции, состоящей из Мариинского дворца и дворцовой церкви в 1749-1754 гг. в стиле барокко по проекту Ф.-Б.Растрелли. Храм построен на крутом отроге Старокиевского плато, который послужил своеобразным пьедесталом для постройки церкви. На этом месте, согласно летописи «Повесть временных лет», в древние времена гора, на которой сейчас стоит церковь, омывалась морем. Предсказав возникновение большого города, Апостол Андрей Первозванный в I в. н.э. установил крест — вода таинственным образом отступила. По легенде теперь церковь закрывает собой подземное море, разбудить которое может только колокольный звон, вызвав второй всемирный потоп. Именно поэтому у Андреевской церкви не была построена колокольня. Из-за расположения на вершине холма, подземные воды, размывают фундамент и вызывают оползни. Мировым сообществом здание Андреевской церкви занесено в каталог «1000 чудес света. Шедевры человечества пяти континентов», изданного в Германии в 2002г., а наше правительство предложило внести Андреевскую церковь в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
X Замок Ричарда — построен в 1902-1904гг. на Андреевском спуске. Участок, на котором было начато строительство, а затем и весь дом, принадлежали одному из киевлян, подрядчику — Дмитрию Орлову, который купил данный участок у изготовителя иконостасов Маленко. А техник-строитель А. Краусс и построил выдающийся дом в стиле английской неоготики. Замок Ричарда имеет вид настоящего классического дворянского замка, которому присущи все черты подобных особняков – острые и эффектные шпили, зубчатые стены, крутая лестница, которая уводит во внутренний дворик.
X Дом Булгакова – сегодня известный литературно-мемориальный музей столицы. Сам дом построен в 1888г. по проекту киевского архитектора Н.Горденина, а заказчиками выступала купеческая семья Литошенко (особняк предназначался для жены хозяина). Полтора этажа здания были выстроены из камня, верхний, деревянный этаж, был обложен кирпичом, кровля крыта железом. Со временем к основному зданию добавились еще несколько построек, новым владельцем усадьбы из четырех домов стал купец и личный почетный гражданин города – З.П.Мирович. Все здания сдавались в аренду, а квартира на втором этаже была самой дорогой. В 1906 г. жильцами этой квартиры стала семья профессора Киевской духовной Академии Афанасия Булгакова, арендуя квартиру на втором этаже. Так с 1906 по 1919 гг. на Андреевском спуске в доме № 13 проживал и работал всемирно известный писатель Михаил Булгаков. Многие годы дом ничем особым не отличался от соседних. Но в 1967г. в популярном тогда журнале «Новый мир» был опубликован очерк киевского писателя Виктора Некрасова «Дом Турбиных». Именно так, по фамилии вымышленных булгаковских литературных героев, семьи Турбинных, стали называть киевляне Дом №13. На сегодня это единственный в мире музей, где собраны булгаковские реликвии. Решение о создании литературно-мемореального музея Михаила Булгакова было принято в 1989 г. Лишь в 1993г. музей стал принимать посетителей. Сегодня – это не просто строение, это Дом-легенда.
X Гора Уздыхальница – или Воздыхальница, самая романтичная гора столицы. Впервые гора упоминается в середине XVI в. — гору, которая была выше Замковой, уменьшили, чтобы с ее вершины нельзя было обстреливать замок. Во время земляных работ нашли пещеру древнего отшельника. В период Киевской Руси напротив горы находился военный лагерь младшей дружины князя. По легенде, барышень туда не пускали, но если какая-то начинала сильно тосковать по возлюбленному, она поднималась на гору напротив, махала милому платком, вздыхая и посылая воздушные поцелуи. Так стала гора Воздыхальницей. Туристов к горе также манит слух о том, что когда-то на нее можно было взойти через тайные переходы и галереи Замка Ричарда. Старожилы помнят, как по туннелям, лестницам и галереям Замка Ричарда можно было попасть на верхушку горы и наслаждаться удивительным видом на Подол. Сейчас на этой вершине уже несколько лет подряд устраивают фестиваль молодежного украинского кино «Открытая ночь».
X Замковая гора — холм с историей в несколько тысяч лет, расположенный рядом с Андреевским спуском. Во времена Киевской Руси гора называлась Хоривицей. Также была известна как Киселёвка и Флоровская, с XV в. — Замковая. Происхождение этого названия связывают с сооружением деревянного замка, построенного после вхождения Киева в 1363 г. в Литовское княжество. Но есть версия, что укрепления были возведены киевлянами после того, как в 1240 г. хан Батый разорив Киев, разрушил крепость на Старокиевской горе, которая находится рядом. В 1840 г. Замковая гора передана Флоровскому женскому монастырю под кладбище. В 1921 г. кладбище закрыли, а в 1941 г. здесь разместилась воинская часть, которая обслуживала построенную на холме радиостанцию, которая использовалась для глушения сигналов иностранных радиовещательных станций. Тогда же военные провели на гору необходимые коммуникации, окончательно разрушив при этом уцелевшие участки старого кладбища. В 1990-х гг. радиостанцию за ненадобностью демонтировали, а постройки воинской части разобрали. Сегодня Замковая гора — место неоднозначное, с которым связано множество легенд и мистики. Возвышаясь над Днепром на 80 м, с холма открывается панорамный вид на Подол, Андреевский спуск, Андреевскую церковь и Воздвиженку.
X Музей одной улицы — первый в Киеве частный музей, коллекция которого посвящена истории Андреевского спуска и его жителям. Для экспозиции музея были использованы предметы конца ХIХ — начала ХХ в. Попадая сюда, погружаешься в ностальгическую атмосферу, как будто путешествуешь на машине времени. Здесь можно представить, как выглядел будуар с полным набором предметов дамского туалета, столовая с сервированным столом, интерьеры мастерских и лавок. В музее играет ретро-музыка, которая придает изыска реалиям прошлого. Помимо предметов городского быта, в музее много редких автографов и книг — оригинальные рукописи и фотографии Александра Вертинского, роман Булгакова “Дни Турбиных” (1927г.) и принадлежавший ему “Терапевтический справочник” доктора М. Шнирера. В музее проходят выставки и интересные проекты. Ну, а настоящий ажиотаж у публики вызвала выставка, посвященная публичным домам Андреевского спуска.
X ул.Олеся Гончара — начала формироваться в 30-50-е гг. ХІХ ст. С 1834г. имела название — ул. Мало-Владимирская в честь князя Владимира Крестителя. До 1917-1918г.г. на улице размещались Хирургическая больница И. С. Маковского, офтальмологическая больница М. М. Козловского, аптека А. В. Радинского, Доходный дом. В начале ул. Олеся Гончара есть сквер, где размещены бронзовые скульптуры птиц, символизирующие типы горожан — киевской интеллигенции как вымирающего вида: Ворон – мудрость, Сова – воплощение ума, Зимородок — скромность, Воробей – бунтарь. Автор сквера – известный киевский скульптор Константин Скритуцкий.
X Больница Маковского, ул. Олеся Гончара, 33б — небольшой оригинальный дом в стиле модерн, украшенный барельефами с полуголыми женщинами-птицами, которые, согласно одной из мифологий, отводят от беды и придают силу. Построен этот дом как госпиталь в 1907-1908 гг. по заказу доктора медицинских наук Петра Качковского, открывшего здесь частную хирургическую клинику. Не долго проработав, доктор Качковский в 1909 г. умирает. Госпиталь перешел к его товарищу Инатию Маковскому, который переделал здание на современную в то время по оборудованию клинику. Именно в ней в 1911г. умер царский премьер Столыпин, смертельно раненый террористом в Киевской опере. Попасть внутрь сегодня можно в любой рабочий день — здесь находится кабинет-музей Черновола.
X Сквер Олеся Гончара — милое и приятное место в центре Киева, окруженное тихими уютными двориками. Сквер разместился в известном историческом урочище, которое носило название Святославов Овраг, упоминавшееся в «Повести о жизни» К. Паустовского и в «Повести быстротечных лет» М. Ушакова. В нем находится памятник Олесю Гончару, скульптуры из дерева и фонтан, также много лавочек, расположенных под густыми ивами. Памятник известному украинскому писателю и общественному деятелю Олесю Гончару был открыт в мае 2001 г. Летом здесь царит свежесть и прохлада.
X Доходный дом Лапинского – семиэтажный дом по ул. Олеся Гончара № 60, построен в 1908 г. в неоготическом стиле для известного профессора-невролога М.Н.Лапинского. По архитектурным достоинствам является одним из самых привлекательных в Киеве. Дом богат архитектурными деталями, красивыми лестницами и мостиком по образцу подъёмного, по которому попадают в дом, а вход размещается на 2-м этаже. Со стороны улицы к дому примыкает сторожка, внешне напоминающая барбакан (переднее укрепление готического замка). На каждом этаже доходного дома было по две семикомнатные квартиры. В 1908- 1918 гг. Лапинский возглавлял кафедру Неврологии Медицинского факультета Университета св. Владимира. Прогрессивный доктор создал в то время наилучшую в Европе водолечебницу. В 1918 г. доктор эмигрировал в Австро-Венгрию. Сейчас бывший доходный дом — это элитное жилое здание, где можно купить квартиру площадью в 208 кв.м.
X ул.Ярославов Вал – улица, вдоль которой в XI в. проходил оборонительный вал. Валы существовали до 1830-х годов и запечетлены на многочиленных старых рисунках. После перепланировки Старокиевской части города они были срыты, и лишь в одном месте удалось с достаточной полнотой исследовать структуру укреплений. В стенах Киева ХI в. насчитывалось шесть рядов дубовых срубов — «городен». Сруб-городня состоял из 12 ячеек размером около 3х3 м, заполненных лесовым грунтом, который обычно брали из откапываемых перед укреплениями рвов. Деревья же рубили в густых и высоких дубовых лесах. Высота засыпанных землей городен в оборонительных сооружениях города Ярослава достигала 11 м; выше шли открытые внутрь деревянные клети, поверх которых на боевых площадках устраивались боевые брустверы с бойницами. Оборонительные сооружения укрепляли земляными откосами, внутри которых находились еще три дополнительных ряда клетей меньшего размера, сложенных из тонких бревен и жердей. Эти клети предохраняли откосы от осыпания и придавали им большую крутизну. Главная достопримечательность улицы –Золотые Ворота с частью вала и деревянной крепостной стеной.
X Особняк Подгорского — «Замком барона», одно из красивейших и романтичных зданий дореволюционного Киева, построен в кон. XIX в. по заказу польского помещика М. Подгорского в стиле модернизированной готики. Здание увенчано высоким шпилем, фасад украшен скульптурами фантастических животных. За все время «замок» использовался как доходный дом, располагалось кафе-кондитерская «У Золотых ворот» (позже — кинозал), синематограф под названием «Уникат».
X Караимская кенасса — построена в 1898-1902 гг. в мавританско-арабском стиле (единственное строение в таком стиле) по инициативе Соломона Когена, владельца табачных фабрик (арх. В.Городецкий). Размеры здания невелики: вглубь усадьбы — 30 м, ширина по фасаду — 14 м, высота до верха крыши — 18 м. Но стены имеют значительную толщину (почти 1,5 м у основания), и поэтому на их возведение было израсходовано 500 тыс. шт. кирпича. Такая массивность диктовалась особенностями мавританского стиля сооружения. На здании изначально был великолепный купол из оцинкованного железа со шпилем, с узорами и орнаментами. К сожалению, в советское время, был разрушен купол, и здание потеряло ярко выраженный арабский стиль. Из цемента, который на то время был дорогим материалом, сделано все наружное оформление кенассы — окантовка углубления входной двери и ниши, орнаменты окон и парапета, подвески, спускающиеся с верхнего карниза по всему периметру. Внутри здания находится вестибюль, две небольшие боковые комнаты и главный молитвенный зал, разделенный аркой на две неравные части. Зал поражает красотой изящных лепных орнаментов, заполнивших всю площадь стен. Их дополняют разноцветные витражи на окнах. С 1920 г. кенасса была закрыта, а деятельность общины — прекращена. Позже здесь были учреждение политпросвещения, дом народов востока, кукольный театр, кинотеатр «Заря», а с 1981 г. здесь находится Дом актера, где проводятся выставки, концерты и творческие вечера.
X Доходные дома Родзянко — доходные дома киевского предпринимателя, полковника-кавалериста Леонида Родзянко. В нач. XX в. Родзянко профинансировал строительство 4-х зданий по ул.Ярославов Вал. Среди них — два многоэтажных доходных дома. Точно известно, что Родзянко владел домами № 14, № 16. В доме 14-а все квартиры сдавались в аренду. Его возвели в модном в то время стиле модерн. Дом очень красивый, в первую очередь, благодаря богатому декору. Вход в здание украшают длинноволосые крутогрудые барышни. В доме №14-б, жил сам Леонид Петрович. Накануне войны 1914 г. он продаёт дома и вместе с семьей уезжает в Америку. В Америке выгодно вкладывает деньги и через три года становится миллионером. С 1988г. в доме №14-б работает первый камерный театр.
X Военный отель «Звезда», фотовыставка «Заглядывая в окна» — пятиэтажное серое здание с замурованными окнами по ул. Ярославов Вал, 15 – бывшая военная гостиница «Звезда», которая функционировала в доме. Памятник архитектуры советского периода уже много лет не используется по назначению, постепенно разрушаясь. В годы Великой Отечественной войны в здании находился штаб и командный пункт Киевского корпуса ПВО, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде здания. Строение многие знают как дом Сикорских, но на самом деле семья известного киевского врача жила по адресу Ярославов вал, 15-б. Сегодня на окнах здания вывешены черно-белые дореволюционные фотографии киевлян, придав дому новую жизнь. Фотоработы выгодно подчеркивают архитектурные детали пустующего дома. Подобный прием используют при оформлении исторических зданий во многих городах, в том числе в Европе.
X Дом Сикорского — Трехэтажное здание, построен в 1903 г. по заказу врача-психиатра И. Сикорского, один из основоположников детской психологии и психопатологии. Кроме жилых комнат, врач открыл здесь больницу и вел частную практику. Сын врача И. Сикорский, ставший впоследствии выдающимся авиаконструктором и изобретателем вертолета, строил во дворе отцовской усадьбы первые модели своих летательных аппаратов. В 1912-1914 гг. Игорь Сикорский построил самолеты Гранд и Илья Муромец, установив мировой рекорд скорости — 111 км\ч с двумя пассажирами на борту. Так было положено начало многомоторной авиации. В конце 70-х – начале 80-х здание находилось на балансе Министерства обороны СССР, в нем было военное общежитие. После землетрясения по стенам пошли трещины, и здание было признано непригодным для проживания. В настоящее время здание в аварийном состоянии, зияет пустотой оконных проемов с остатками роскошной лепнины. Планируется реставрация дома и создание в нем Музея авиации и воздухоплавания им. Сикорского.
X ул.Рейтарская — историческая улица Киева, выходит на Львовскую пл. и принадлежит к одной из четырёх улиц древнего Киева, которые сходились к Львовским воротам. Сама улица возникла еще во времена правления Ярослава Мудрого. Первоначальное название улицы неизвестно, а нынешнее название она получила во II-й половине XVII в., т.к. на ней заселили кавалерийские русские полки — рейтары. После заключения мирного договора между Богданом Хмельницким и русским царем Федором Алексеевичем в 1654г. здесь разместился русский гарнизон стрельцов (пехота) и рейтаров (конница, использовавшая в бою огнестрельное оружие, меч — в качестве запасного оружия). Название «рейтары» упразднено при Петре I, а в названии улицы сохранилось.
X Дворик с воронами — в небольшом дворике по Рейтарской, 9 можно увидеть необычных обитателей киевского двора – воронов внушительных размеров. Кирилл, Карлуша и Корбин живут в огромной клетке. Первым появился Корбин. По словам хозяина, сначала Корбин жил на дереве, привязанным к нему 50-метровой веревкой. Клетку стали строить, когда спустя год появился второй птенец Карлуша. Еще через несколько лет «подселился» и Кирилл. Был и четвертый ворон. Но однажды злоумышлнники разрезали клетку и птицы разлетелись. Три ворона вернулись, а четвертого больше не видели. Сейчас вороны – настоящие звезды столицы. Они с удовольствием позируют перед фотокамерами, пробуют принесённые лакомства и любят подразнить, имитируя звуки автосигнализации.
X Станция скорой помощи — помпезный особняк на Рейтарской, 22, построенный в 1912-1914 гг., в котором размещалась первая в Киеве станция скорой помощи. Внутри квартала были устроены «казармы» для дежурного персонала, гаражи для автомобилей, конюшни и помещения для карет, а лицевое здание для офисов и клиники выглядело, как настоящий дворец. Автор проекта Иосиф Зекцер эффектно оформил здание в духе флорентийского ренессанса. После завершения строительства в главном корпусе открыли хирургический лазарет для раненных солдат на фронтах I-й мировой войны. К врачам этой больницы были особые требования: «новенький» доктор не мог сам лечить пациента, пока не сделает полсотни выездов с опытным доктором. Позже сюда вселялись разные солидные учреждения медицинского профиля. Тут оперировал сам Н.Амосов. Сейчас в комплексе располагается 16-я городская больница.
X Георгиевский переулок — назван в память о Георгиевской церкви, которая здесь возвышалась до 1936г. Остатки ее фундамента лежат под зданием по Георгиевскому переулку, 2 и под газоном перед ним. По Георгиевскому переулку дома № 11 (вдоль стены Софийского собора) мы увидим дом, где бывал Шевченко. По Георгиевскому переулку, 9, где в настоящий момент находится больница (в 1912г. — «Больница сообщества врачей-специалистов»), некоторое время работал Михаил Булгаков. Георгиевский переулок считается самой узкой улицей Киева. Ширина проезжей части – 5,4 м. Украшением улицы является Брама Заборовского — бывший главный вход к Митрополичьему дому на территории Софийского собора.
X Брама Заборовского — ворота построены в 1746г. в стиле украинского барокко как западный парадный въезд в резиденцию митрополитов Киевских и всея Руси на тер-ии Софийского собора. Свое название получили от имени заказчика — киевского митрополита Рафаила Заборовского. Современный памятник является лишь частью ворот XVIII в., которые представляли собой каменное сооружение прямоугольной формы размером 16,5х13,5 м. В средней части ворот был арочный проезд шириной около 4 м, по бокам его — кордегардии (сторожевые помещения). Над проездом помещен фамильный герб Заборовского — пылающее сердце в обрамлении пальмовых ветвей.