Еврейский Киев

Киев Еврейский


ОСНОВНЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ МЕСТА В КИЕВЕ

Синагоги Киева

Синагоги

Еврейские учебные заведения Киев

Учебные заведения

Еврейские памятники Киев

Памятники

Еврейские доходные дома Киев

Доходные дома

Меценатство евреев в Киеве

Меценатство

Еврейские медучреждения Киев

Медицинские учреждения


В ходе проведения экскурсии про Еврейский Киев осознается тот факт, что этот город не только многонационален по составу, но и поликультурен. Здесь не происходят процессы так называемого «плавильного котла». В нашем городе все культуры сохраняют свою самобытность, вместе с тем обогащая своими традициями и достижениями другие. Однако не только толерантностью к представителям разных культур славится Киев. В нем большая религиозная свобода и веротерпимость. Так было издревле.

Ввиду того, что в археологических слоях Киева присутствуют значительные материалы оставленные и хазарами-иудеями, и арабами-мусульманами, возникали предположения об основании города этими народами. Иудаисты считают основателем Киева одного из хазарских каганов, а мусульмане — арабского полководца Марвана ибн-Мухаммеда, который совершил поход на север через Кавказский хребет и взял в плен на «Славянской реке» (некоторые исследователи видят в ней Нижний Дон, а другие — Днепр) 20 тыс. славян.

На экскурсии по Еврейскому Киеву наш гид, не преуменьшая значения ни тех, ни других, поведает вам, о происхождении арабских дирхемов и хазарской керамики среди археологических находок. Они попали в Киев не в результате завоевания города, а в результате мирного сосуществования и торговли.

Иудейско-хазарская община возникла в Киеве (по данным «Повести временных лет») очень рано, в районе урочища Кожемяки: «над ручаем Пасынец, бе седы и Хозары» («над ручьём Пасынком, где поселились хазары»). Именно благодаря хазарским поселенцам, которые в прошлом, будучи кочевниками, славились выделкой кож, в древнем Киеве существовала профессия кожевенников-кожемяк. В память об этом на современной карте Киева существует микрорайон Кожемяки.

Значительная еврейская община существовала (по данным летописи) в XI-XIII ст. в районе современной Львовской площади в так называемом Копыревом конце. Там же находилась деревянная синагога. Таким образом, еврейская община Киева насчитывает минимум тысячелетие. Некоторые представители этого сообщества в Киеве получили мировую известность. Например, писатель Шалом Алейхем и премьер-министр Израиля Голда Мэйер. Наш гид отведёт Вас к дому Голды и памятнику Шалома Алейхема, а если проголодались, то укажет вам путь к ресторану кошерной еды «Царь Давид». В нашем городе сейчас несколько действующих синагог, самая примечательная из которых Галицкая синагога (ул. Жилянская, 97). Замечательна по своей архитектуре и караимская кенасса, в которой сейчас размещается «Дом актёра».

Более детальную информацию про Еврейский Киев Вы можете узнать, нажав на иконки под схемой маршрута.

X
Бабий ЯрНациональный историко-мемориальный заповедник «Бабий Яр» — всемирно известное место массовых расстрелов населения, в основном евреев, проводимых немецкими войсками в период оккупации Киева. В 1870 г. часть Бабьего Яра была занята под Лукьяновское кладбище (сегодня является заповедной зоной). В 1891—1894 гг. рядом с Бабьим Яром было основано еврейское кладбище. В 1937 г. его закрыли, а во время Второй мировой войны — уничтожили. В период фашисткой оккупации по данным различных источников в Бабьем Яру было расстреляно более 100 тыс. человек. Сегодня это национальный историко-мемориальный заповедник.
X
Синагога РозенбергаСинагога Розенберга – построена в 1899 г. на средства купца Габриеля-Якова Розенберга и находится на ул. Щекавицкая, 29. С приходом советской власти синагога одно время была закрыта, но после Второй мировой войны деятельность синагоги возобновили. До провозглашения независимости Украины это был единственный в Киеве действующий еврейский молельный дом. Сегодня – это синагога Киевской иудейской религиозной общины.
X
синагога БродскогоСинагога Бродского — построена в 1898 г. на деньги киевского еврея — миллионера Лазаря Бродского и находится на ул. Шота Руставели, 13. Поскольку евреям не разрешалось строить культовые сооружения в центральной части Киева, то проект синагоги был отвергнут губернскими властями. Для ритуальных целей разрешалось приспосабливать жилые и хозяйственные помещения. Тогда Бродский и киевский раввин Евсей Цуккерман пошли на хитрость, послав в Петербург жалобу и чертеж бокового фасада синагоги, откуда здание напоминало жилой дом. И Сенат дал разрешение. Здание построили по проекту архитектора Георгия Шлейфера , а работы выполняла лучшая в городе строительная компания Льва Гинзбурга. В 1926 г. синагогу закрыли, а с 1955 г. здесь находился детский кукольный театр. В 1997 г. здание вернули еврейской общине Киева. Сегодня на территории синагоги есть музей, где можно увидеть ханукию работы израильского скульптора Френка Мейслера, фрагмент свитка Торы II-V в., копию ключа с открытия синагоги в 1898 г., старинные книги, кипы, тфилины, мезузы, подсвечники.
X
Межигорскаяул. Межигорская – одна из улиц Подола рядом с Контрактовой площадью, где селились евреи и арендовали жилье еврейские общины. Так на ул. Межигорская, 3\7 находится доходный дом кондитера Балабухи. В свое время одна из квартир в доме была приспособлена под еврейскую молельню для общины евреев, принимавших участие в русско-японской войне. В 1890-х гг. на Межигорской проживал и занимался сапожным ремеслом Хаим Фридлянд. Но не так знаменит сапожник, как знамениты его сыновья Михаил и Борис, один из которых советский публицист и поэт Михаил Кольцов, второй – художник-карикатурист Борис Ефимов. На ул. Межигорская, 20\37 находился доходный комплекс, владельцем которого до 1908г. был известный киевский меценат А.Терещенко. Одно время здесь на 2-м и 3-м этажах размещалась еврейская молитовня «Макаровская» (от имени цадика — еврейского праведника из местечка Макаров). В 1908г. усадьбу купили еврейские предприниматели А. Шварц и В. Бокшицкий. Особняк по ул. Межигорская, 23/22 служил жилым комплексом с еврейским молитвенным домом. Здание является памятником архитектуры. Последним владельцем доходного дома в неоренессансном стиле на ул. Межигорская, 26/24 был купец О.М. Фельдман. Особое внимание заслуживают окна 3-го этажа с полукруглыми перемычками и лепным орнаментом.
X
Ярославскаяул. Ярославская – улица на Подоле, которая пользовалась особой популярностью у местной иудейской общественности, потому как во времена «границы оседлости» большее количество евреев именно здесь имело право на постоянное проживание. В связи с этим на Ярославской возникло множество иудейских молитвенных мест, школ и приютов. До наших дней по улице сохранилось немало строений рубежа XIX-XX в. Так, на ул. Ярославская, 40 находится здание, построенное в 1910 г. на средства Маргариты Гольдшмидт-Бродской (дочь известного еврейского мецената Лазаря Бродского) и служившее дневным приютом для еврейских девочек. По ул. Ярославская, 8 в 1890-х гг. здесь арендовало помещение под молельню еврейское общество Лукьяновского и Подольского полицейских участков. На ул. Ярославская, 17/22 в 1901 г. было построено двухэтажное здание, в котором размещались банные помещения. Бани назывались «московские» и принадлежали киевскому предпринимателю – еврею Якову Каплеру. В 1904 г. Нельзя не упомянуть сына Каплера — Алексея, который стал известным советским режиссером (к/ф «Полосатый рейс») и телеведущим (передача «Кинопанорама»). Кроме прочего, имелись на улице аптеки (№ 4, 20, 38), доходные дома (№ 10, 19, 21, 55), земельные банки (№ 2, 15, 24, 47, 49), бесплатная лечебница (№ 27), еврейское колбасное заведение Гольдберга (№ 26/24), гильзовое заведение Гефтера (№ 30), переплетное заведение Львова (№ 41), мануфактурные магазины Гольдштейна (№ 9) и Ципенюка (№ 12), мастерские Шрейбера (№ 15) и Хаита (№ 48).
X
особняк ЛиберманаОсобняк Либермана – здание на ул. Банковая, 2, называемое еще Пряничным домиком, было построено в 1879 г. по заказу бывшего градоначальника Санкт-Петербурга Федора Трепова. В 1896 г. был выкуплен сахарозаводчиком Симхой Либерманом, который и перестроил особняк, сделав из него богатый буржуазный дворец. Интересно, что в одной из комнат Либерман попросил сделать раздвижной потолок, чтобы раз в год во время иудейского праздника Суккот молиться под открытым небом согласно еврейским канонам. С приходом советской власти здание национализировали, а оригинальный потолок заделали. После чего здесь размещались различные военные штабы, совнарком республики, городской дом пропаганды и агитации им. И.Сталина. В настоящее время в доме Либермана находится Национальный союз писателей Украины.
X
КПИКиевский политехнический институт (НТУУ «КПИ») – один из крупнейших вузов Украины, основанный в 1898 г. В создании политехнического института принимали участие меценаты и политики, ученые и промышленники. Значительный вклад внесли такие выдающиеся личности, как министр финансов С. Витте, меценат Н. Терещенко и сахарозаводчик Л. Бродский. Благодаря Лазарю Бродскому были решены вопросы строительства вуза и обеспечения работы в первые учебные годы. Также в состав комитета по учреждению КПИ входил владелец кирпичного завода Яков Бернер. По некоторым данным именно он выбрал место для постройки института. А строительная контора еще одного именитого киевского еврея Льва Гинзбурга построила первые пять корпусов КПИ. Сегодня это самый большой вуз на Украине, который в 1995г. получил статус Национального технического университета Украины. Главный корпус НТУУ «КПИ» находится в парке по адресу пр. Победы, 37.
X
Бессарабский рынокБессарабский рынок – открытый с 1912 г. на Бессарабской площади в центре Киева. Рынок был построен по проекту архитектора Генриха Гая на средства известного киевского еврея — мецената и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Это был первый в столице крытый рынок и главный объект площади. Особенностью постройки стали металлические конструкции с фонарями, поддерживающие крышу, фасад здания украшен лепниной и часами. Бессарабский рынок полностью сохранился до наших дней и считается самой дорогой торговой точкой в Киеве.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля