Подземелья Киева


Подземные ходы (Лысая гора) – подземелья самой мистической горы Киева. Еще в период Киевской Руси здесь проводились языческие обряды, а древние волхвы сделали первые подземные ходы. Позже территория перешла Печерскому монастырю. С 1872 г. здесь было начато строительство Лысогорского форта Новой Печерской крепости. В 1930-х гг. на горе находился военный подземный завод, в период немецкой оккупации — база танков «Тигр».

Протяженность подземелий Лысой горы достигает 1,5-2 км. Это и сохранившиеся кельи древнеславянских жрецов, и заброшенные ходы военных баз. За многовековую историю о Лысой горе собралось множество легенд и всяческих историй. Так, например, говорят, что именно здесь открывается портал в потусторонний мир. Ученые же утверждают, что в районе Лысой горы находится одна из самых мощных геопатогенных зон в Киеве, что и приводит к различным аномальным явлениям. Сегодня место силы все также притягивает к себе родноверов, экстрасенсов, ученых и туристов.

Подземные ходы (Зеленый театр) – находятся в районе метро «Арсенальная». Зеленый театр был построен на руинах крепостного сооружения XIX в. Сквозь опорные стены проходил подземный ход, который вел к бывшему заводу «Арсенал», соединяя его мастерские и водокачку. Многие экстрасенсы и биоэнергетики заверяют, что под Зеленым театром есть подземные катакомбы глубиной в 9 подземных «этажей», которые были заложены еще в 1161 г. По их словам эти ходы наряду с Киево-Печерской Лаврой были и остаются центром подземных коммуникаций со времен основания Киева и до наших времен. Основанием для легенд стала система дренажных шахтовых систем с множеством входов.

Поговаривают, что под землей на самых нижних уровнях находится затерянная библиотека Ярослава Мудрого. Среди диггеров ходят слухи, что они якобы даже находили какие-то свитки. Подземелья Зеленого театра хранят невероятные истории о привидениях и пропавших людях, а также о параллельном мире. До наших дней это место сохранило свой мистический образ, привлекая к себе внимание не только историков, экстрасенсов и диггеров, но и любопытных туристов.

Смородинские пещеры — находятся на Татарке по одноименному спуску. По легенде пещеры вырыл Змей Горыныч, чтобы спрятаться от Кожемяки. На Смородинском спуске в древние времена протекала река Смородина, через нее был мостик, который называли Калиновым. В сказках говорится, что на нем Иван Царевич дрался с Горынычем. Змей выползал из пещеры на обрыве. Сейчас там десятки пещер. В них издавна жили отшельники, а в войну прятались беженцы. В 1876 г. профессор Антонович выявил 15 пещер в ярах близ Кирилловского монастыря и группу пещер у Смородинского спуска. Выяснилось, что возраст спуска составляет более четырех тысяч лет.

Раскопки выявили склепообразные галереи высотой около 2-х и шириной 1,2 м углубляющиеся в землю в разных направлениях. В среднем протяженность пещер составляла 15 м. Один из ходов был длиной около 100 шагов. В пещерах найдены орудия труда, черепки посуды эпохи меди-бронзы, кости млекопитающих.

Зверинецкие пещеры – пещеры Зверинецкого пещерного монастыря. Эта древнерусская подземная обитель была основана предположительно в XI-XII вв. на территории Зверинца — загородных охотничьих угодий Киевского князя Всеволода. Согласно одной из версий монастырь был разрушен половцами. В конце XIX в. некая местная жительница Феодосия, услышав странный гул под полом своего дома, обнаружила деревянную дверь. Оказалось, что это вход в подземелье.

Так были найдены пещеры Зверинецкого монастыря. Недалеко от входа в пещеры нашли пещерную церковь и небольшую келью, слева от неё — подземный коридор с 40 усыпальницами. На стенах сохранились древнерусские рисунки, надписи, в том числе знаменитый Зверинецкий крест. Есть версия, что в пещерах скита могла храниться библиотека Ярослава Мудрого. Пещеры частично открыты для посещения, но есть и  неизведанные проходы. Исследователи полагают, что в пещерах можно найти богатый археологический материал.

Сталинские тоннели — проект времен СССР по соединению берегов Киева подземными ходами. Представляет собой два недостроенных железнодорожных тоннеля под р. Днепр, которые должны были стать основой для комплекса подземных железнодорожных переходов под руслом Днепра. Строительство было вызвано военной необходимостью и велось в 1938-1941 гг. под грифом «секретно». Согласно проекту глубина залегания тоннелей составляла 28-32 м, планируемая длина Южного тоннеля — 6,5 км (диаметр — более 8 м). В проекте было задействовано до 20 тыс. рабочих. Соединяющие берега два железнодорожных моста в случае войны можно было разрушить и, тем самым, прервать подвоз боеприпасов.

Были заложены тоннельные переходы – Северный (Оболонь – Вигуровщина) и Южный (Жуков остров – Осокорки). С началом Второй мировой войны строительство законсервировали. В 1946 г. стройку возобновили до начала 1950 г., когда было принято решение полностью остановить работы в связи с нерентабельностью. Сегодня в Киеве сохранилось три фрагмента Южного тоннеля (Пирогово, Осокорки, Жуков остров и остров Водников) и один фрагмент Северного тоннеля с кессоном (Оболонь). Остатки недостроенного тоннеля можно увидеть в районах Оболони, Жукова острова и Осокорках.

Подземная тюрьма НКВД – часть фортификационных сооружений Васильковского укрепления Киевской крепости, а именно его фланки и потерны. В 2000-х гг. во время застройки района на Печерске был найден вход в подземелье, в котором обнаружили казематы, ведущую к ним потерну, капонир и две башни. Историки сразу предположили, что подземные ходы в советское время использовались как тюремные помещения, где могли проводиться пытки. Позже версия была опровержена, хотя место так и осталось называться киевлянами подземной тюрьмой.

Подземная тюрьма НКВД протяженностью в 4 км имела разветвлённую систему подземных ходов, кирпичные тоннели большого диаметра для прохождения войска, а также для двустороннего движения наземного транспорта. Сегодня подземелье засыпано, а проход закрыт металлической решеткой. Историками местность полностью не изучена.

Подземелья завода «Арсенал» – расположены на территории Киевской крепости на Печерске. Строительство завода приходится на 1764 г. Изначально здесь открыли пушечный двор по изготовлению артиллерийского орудия. Помещения «Арсенала» служили как мастерскими, так и складами. «Арсенал» как оборонительное сооружение был частью укрепления, где возможно разместить гарнизон в 2 тыс. чел. и пороха до 2 тыс. пудов.

Со временем крепость утратила свое значение, но завод продолжал функционировать, оставаясь стратегическим объектом страны. За всю историю в «Арсенале», кроме выполнения военных заказов, производились оптические приборы, фотоаппараты. Сегодня завод не функционирует, а в историческом здании «Арсенала» находится музейный комплекс «Мыстецький Арсенал». Но заброшенные подвальные помещения завода, в которых раньше были мастерские и склады, очень привлекают местных диггеров.

Попасть в подвалы сложно, но можно через территорию завода или через дренажный коллектор подземной реки Клов. Чтобы увидеть эти огромные арочные подвалы, нужно обязательно взять с собой проводника. Из-за соединения подвальных цехов с подземной речкой, среди рабочих завода ходили слухи о мародёрах, которые по реке приплывали в подземелья «Арсенала», похищая приборы со складов. Ранее подвалы завода соединялись с Зеленым театром, а сам проход получил название «ход Раттлера». Сейчас данный маршрут пройти невозможно, так как он полностью завален.

Никольская дренажная система – одна из самых живописных дренажных систем и любимый маршрут диггеров. Старинная дренажная штольня протяженностью до 3 км подземных ходов (глубина от 1,5 м до 3-4 м) находится недалеко от Киево-Печерской Лавры и была построена в 1916 г. для отвода грунтовых вод. Говорят, всего в склонах в районе Лавры насчитывают около 80 км общей протяженности дренажных систем.

Попасть в пещеры Никольской системы можно только с проводником. Здесь Вы увидите необычайные подземные залы, которым киевские диггеры дали свои прозвища – это «Царский Колодец», «Тру Диггера», «Собачий Лаз» и «Каскадная Галерея». Приготовьтесь увидеть сталактиты и сталагмиты, и даже местную живность — летучих мышей. В некоторых местах придётся ползти.;)