1. Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры – построена в 1106-1108 гг. как часть фортификационных укреплений монастыря, основанного в 1051г. монахом Антонием, который создал здесь первые молитвенные общины, поселившись в пещерах будущего Печерского монастыря. Именно от пещер и берет свое название монастырь. С конца XI в. территория монастыря начинает расстраиваться. Были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь и Трапезная. Троицкая надвратная церковь была основана внуком черниговского и киевского князя Святослава Ярославича. Будучи наследником престола, основатель церкви отказался от княжеского титула и постригся в монахи, взяв имя Николая Святоши.
Троицкая надвратная церковь – единственное уцелевшее наземное строение Киево-Печерской лавры. Художественная роспись восточного и западного фасада признана уникальным ценным памятником украинского изобразительного искусства начала XVIII в. В середине XVIII ст. был сформирован уникальный архитектурный ансамбль Лавры, сохранившийся до наших дней. Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем Киевской Руси, площадь которого составляла около 30 га. Территория монастыря включает в себя ближние и дальние пещеры. Стоит отметить Колокольню высотой в 96,5 м, которая до XX в. была самым высоким строением в Киеве. С 1990г. Лавра внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории есть музеи, уникальные святыни, в пещерах — мощи святых.
2. Михайловский Златоверхий Собор — древнейшая и величайшая православная святыня Киева, был заложен внуком Ярослава Мудрого, князем Святополком Изяславичем на территории Дмитриевского монастыря согласно летописи в 1108 г. и посвящен небесному покровителю архангелу Михаилу. Изначально, храм был деревянным, через несколько десятилетий церковь была перестроена в каменную. Имя «Михайловский» монастырь получил, скорее всего, в честь покровителя Киева — Архангела Михаила. По другой версии – Михайловский монастырь был основан первым киевским митрополитом Михаилом. Имя «Златоверхий» было даровано благодаря тому, что это был первый собор с золочеными куполами, сделанными из цельного листового золота.
После Киево-Печерской Лавры — Михайловский Златоверхий становится вторым местом в Киеве по паломничеству. В нем покоились останки нескольких поколений киевских князей, что свидетельствует о весомой роли собора в общественной жизни города и государства. Михайловский собор славен своими фресками и мозаикой, которую искусствоведы назвали новым веянием в эволюции живописи Древней Руси. Самой знаменитой святыней монастыря стали мощи святой великомученицы Варвары, доставленные женой князя Святополка, дочерью византийского императора Алексея, которая носила в крещении имя Варвара. В 1240 г. монастырь был разграблен ордой хана Батыя.
Новый этап развития Михайловского монастыря – XVII-XVIII вв., власть и влияние монастыря росло, в его распоряжении были огромные территории и села (Бородянка, Триполье, Мотовиловка и др.). В 1713 г. сооружена трапезная церковь, в 1716-1720гг. — каменная колокольня. В конце XVIII в. открыт скит Михайловского монастыря, который получил название «Феофания». В XIX в. на территории Михайловского монастыря существовал настоящие гостиничный комплекс, который обслуживал паломников. К нач. ХХ в. здесь было множество прихожан, проходили величественные богослужения.
После Печерской лавры Михайловский монастырь занимал в Киеве второе место по количеству прихожан и паломников. В 1937 г. Михайловский Собор был взорван. Ценные мозаики и фрески успели перенести в Софию Киевскую, но часть шедевров (мозаика «Дмитрий Солунский», фреска «Святой Николай», верхняя часть фресковой фигуры Самуила и др.) были вывезены за пределы Киева. В 2000 г. монастырь восстановлен.
3. Софийский собор — величайшее архитектурное сооружение, построенное великим князем Ярославом Мудрым в 1037г., которое сохранило до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века — мозаики и фрески (260 кв. м подлинных мозаик XI в. и около 3 тыс. кв. м фресок). Религиозные и государственные идеи того времени нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской. Ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии. Войдя в Собор, взгляд приковывает величественная фигура молящейся богоматери Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря.
Фрески Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора и тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием живописи времен Киевской Руси. На стенах собора сохранились граффити — древнерусские надписи, которые являются важнейшим документом датирования росписей. По-видимому, в центральной части здания работы выполнены в 40-е, а в галереях — в 60-е гг XI в. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской — выдающийся памятник средневекового монументального искусства. Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры. Софийский собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. Собор Святого Михаила — главный храм Выдубицкого монастыря, основанного в XI в. сыном Ярослава Мудрого — князем Всеволодом Ярославичем. Сам собор был заложен в 1070 г. на склонах реки Днепр и частично сохранился до наших дней. В 1199 г. храм был укреплен подпорной стеной для защиты от оползней. Монастырь был не только духовным центром, но и центром светской жизни Киева — здесь проводили переговоры князья, работали ученые и летописцы. В XVI в. из-за оползней часть храма обвалилась и была отстроена в XVII в. митрополитом Петром Могилой. До наших дней сохранилось две стены с характерной кладкой периода Киевской Руси.
В 1970-х гг. во время реставрации в соборе под слоем фресок XVII-XVIII вв. была обнаружена роспись XI в. В 1696 -1701 гг. в монастыре был возведен Георгиевский собор, в котором хранятся мощи святого Георгия, великомученицы Варвары, Иоанна Дамаскина и др. Также была возведена церковь Преображения Господня, которая славится своим уникальным резным иконостасом, выполненным в виде родословного древа. Ранее на территории монастыря существовало кладбище. Сейчас сохранилось 13 захоронений, среди которых могилы знаменитого педагога К.Д. Ушинского и супругов Ханенко. На территории есть колодец с целебной воды.
5. Владимирский собор – построен в старовизантийском стиле в честь князя-крестителя Владимира. Длина храма составляет 55 м, ширина – 30 м, высота собор с крестом — 49 м. Идея создания собора принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Официально считается, что строительство храма начато в 1852 г. по поручению Николая I. К 1859 г. было собрано около 100 тыс. руб. Первоначальный проект разработал арх. И. Штром, но проект оказался слишком дорогим. Далее разработкой проекта занялся архитектор П.Спарро. Последующую работу над планированием собора взял на себя арх.А.Беретти. Именно по проекту А.Беретти был возведен собор, а первый камень заложен 15 июня 1862 г. в день памяти князя Владимира.
Из-за недочетов проекта строительство было приостановлено. В 1875 г. по приказу Александра Николаевича строительство возобновили. Доработку проекта поручили Р.Бернгарду, все последующие работы выполнял архитектор В.Николаев, под руководством которого удалось завершить возведение храма. Строительство закончилось в 1882 г. Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В.Николаеву, но в 1885 г. руководство оформлением декора было передано А.Прахову. Он также выступил автором некоторых деталей интерьера (массивные бронзовые двери с изображением княгини Ольги и князя Владимира). Для отделки иконостаса мрамор доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции.
Основная ценность собора – уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В оформлении собора приняли участие художники В.Васнецов, М.Врубель, М.Нестеров. На стенах изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Главная красота собора – работа В.Васнецова «Богоматерь с Младенцем» в центре алтаря. В 1930-е гг. в собор перенесены мощи Св. Варвары, привезенные в Киев князем Святополком и хранившиеся в Михайловском монастыре.
6. Никольский собор — крупнейший по размерам храм Киева, сооруженный в 1896—1911 гг. Находится на территории Свято-Покровского женского монастыря, основанного в 1889г. русской княгиней Александрой Романовой — женой третьего сына императора Николая I и тетей последнего императора России Николая II. Собор считался самым большим храмом Киева. Имея длину свыше 53 м и ширину до 38 м, собор вмещал более 2 тыс. богомольцев. Кроме того, в храме имеется подвальное пространство с подземной церковью. Собор является уникальным произведением искусства. В храме находятся уникальные святыни.
7. Свято-Пантелеймоновский собор – главный храм женского Свято-Пантелеймоновского монастыря, расположенного на территории Феофании. Строительство собора приходится на 1905-1912 гг. До революции здесь было 4 храма — Чуда Архангела Михаила, Всех Святых, Владимирской иконы Божией Матери и собор великомученика Пантелеимона. В 1919 г. земли монастыря национализировали, на территории организовали государственное пригородное сельскохозяйственное предприятие, позже — лечебные учреждения, главную астрономическую обсерваторию и полевую экспериментальную лабораторию. В послевоенные годы здесь размещались экспериментальные площадки Института Механики Академии Наук УССР. Объект относили к категории повышенной секретности. Сегодня Свято-Пантелеймоновский собор является памятником архитектуры. На территории монастыря находятся целебные источники, к которым каждый день приходят множество верующих и паломников.
8. Кирилловская церковь – второй храм после Софийского собора, сохранившийся со времен Древней Руси в первозданном виде. Это уникальный памятник архитектуры и монументальной живописи. Храм основан черниговским князем Всеволодом Ольговичем в I-й половине XII в. и был родовой усыпальницей Ольговичей. Назван храм в честь святого Кирилла — покровителя князя. Согласно летописи первое захоронение (жены Всеволода) датируется 1179 г. В 1194г. здесь был погребён киевский князь Святослав Всеволодович Здесь сохранились фрески XII в., росписи ХVII в. и масляные фрески XIX в., а при реставрации ХVII-ХVIII вв. храм приобрёл черты украинского барокко.
До наших дней сохранилось до 800 кв. м древнерусских фресок, не имеющих аналогов ни в одном из памятников православного мира. Среди масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX в., особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля, чью Богоматерь сравнивают с Сикстинской Мадонной. С 1929 г. церковь объявили историко-культурным заповедником, а с 1965г. входит в состав заповедника «София Киевская». Сегодня церковь – это не только музей, но и действующий храм.
9. Спасо-Преображенская церковь (церковь Спаса на Берестове) – одна из древнейших церквей Киева, расположенная недалеко от Киево-Печерской лавры. Находясь за пределами Лавры, церковь все же считается частью исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию. Название церковь берет от села Берестово, которое ранее здесь находилось (сейчас это территория парка Славы). Село было пригородной усадьбой киевских князей. Согласно летописи храм построен в начале XII в. Владимиром Мономахом как главный собор Спасо-Преображенского монастыря — резиденции князей рода Мономаховичей.
Здесь погребены не только из княжеского рода, но и Юрий Долгорукий, князь киевский Глеб Юрьевич. В XVII в. при митрополите Петре Могилы для работы над росписями церкви были приглашены афонские мастера. В XVIII в. храм был реконструирован, а в XIX в. достроили колокольню. В 1980-х гг. во время раскопок обнаружили около 80 различных захоронений. Церковь Спаса на Берестове с 1990 г. входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. До наших дней сохранилась не только сама церковь, но и ее внутренний интерьер с древнейшими фресками XII в.
10. Свято-Ильинская церковь – впервые упоминается в 1632 г. Считается первым православным храмом Киевской Руси. Согласно преданиям, храм построен князьями Аскольдом и Диром. Существует версия, что крещение в 988 г. произошло вблизи этого храма. Каменную церковь построил в 1692 г. киевский мещанин Петр Гудима. Храм значительно пострадал во время пожаров 1718 г. и 1811г. В 1930-е гг. Свято — Ильинская церковь была закрыта. Помещение передано под склад для зерна. В 1941 г., когда Киев был оккупирован немецкими войсками, в Ильинской церкви возобновились богослужения.
С этого времени двери храма всегда были открыты для верующих. В 1957 г. в церкви под слоем живописи XIX в. были обнаружены фрагменты росписи XVIII в., которые были успешно восстановлены. Большую часть росписей в интерьере церкви, сохранившихся и до наших дней, выполнено после пожара на Подоле в 1811 г. Остатки же предыдущей росписи сохранились лишь в алтарной части храма. В настоящее время Свято-Ильинская церковь является памятником архитектуры.