1. Софийский собор — величайшее архитектурное сооружение, построенное великим князем Ярославом Мудрым в 1037г., которое сохранило до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века — мозаики и фрески (260 кв. м подлинных мозаик XI в. и около 3 тыс. кв. м фресок). Религиозные и государственные идеи того времени нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской. Ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии. Войдя в Собор, взгляд приковывает величественная фигура молящейся богоматери Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря.
Фрески Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора и тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием живописи времен Киевской Руси. На стенах собора сохранились граффити — древнерусские надписи, которые являются важнейшим документом датирования росписей. По-видимому, в центральной части здания работы выполнены в 40-е, а в галереях — в 60-е гг XI в. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской — выдающийся памятник средневекового монументального искусства. Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры. Софийский собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2. Михайловский Златоверхий Собор — древнейшая и величайшая православная святыня Киева, был заложен внуком Ярослава Мудрого, князем Святополком Изяславичем на территории Дмитриевского монастыря согласно летописи в 1108 г. и посвящен небесному покровителю архангелу Михаилу. Изначально, храм был деревянным, через несколько десятилетий церковь была перестроена в каменную. Имя «Михайловский» монастырь получил, скорее всего, в честь покровителя Киева — Архангела Михаила. По другой версии – Михайловский монастырь был основан первым киевским митрополитом Михаилом. Имя «Златоверхий» было даровано благодаря тому, что это был первый собор с золочеными куполами, сделанными из цельного листового золота.
После Киево-Печерской Лавры — Михайловский Златоверхий становится вторым местом в Киеве по паломничеству. В нем покоились останки нескольких поколений киевских князей, что свидетельствует о весомой роли собора в общественной жизни города и государства. Михайловский собор славен своими фресками и мозаикой, которую искусствоведы назвали новым веянием в эволюции живописи Древней Руси. Самой знаменитой святыней монастыря стали мощи святой великомученицы Варвары, доставленные женой князя Святополка, дочерью византийского императора Алексея, которая носила в крещении имя Варвара. В 1240 г. монастырь был разграблен ордой хана Батыя.
Новый этап развития Михайловского монастыря – XVII-XVIII вв., власть и влияние монастыря росло, в его распоряжении были огромные территории и села (Бородянка, Триполье, Мотовиловка и др.). В конце XVIII в. был открыт скит Михайловского монастыря, получивший название «Феофания». В XIX в. на территории монастыря существовал настоящие гостиничный комплекс, который обслуживал паломников. К нач. ХХ в. здесь было множество прихожан, проходили величественные богослужения. После Печерской лавры Михайловский монастырь занимал в Киеве второе место по количеству прихожан и паломников. В 1937 г. Собор был взорван. Ценные мозаики и фрески успели перенести в Софию Киевскую, но часть шедевров (мозаика «Дмитрий Солунский», фреска «Святой Николай», верхняя часть фресковой фигуры Самуила и др.) были вывезены за пределы Киева. В 2000 г. монастырь восстановлен.
3. Золотые Ворота — единственные врата, сохранившиеся со времен Киевской Руси. Золотые ворота появились во времена князя Ярослава Мудрого и упоминаются в летописи под 1037 г. Это старейшее оборонное сооружение Киевской Руси служило главными вратами древнего Киева, а сегодня является символом столицы и одной из его главных достопримечательностей. Если подойти со стороны ул.Золотоворотской и заглянуть внутрь через железную герцу, то можно рассмотреть остатки древних пилонов различной длины, выложенных в древней византийской технике «opus mixtum». Сохранились и фрагменты прикладок, выполненных в технике кладки XI в. Это следы укрепительных конструкций, появившихся после деформации стен и сводов ворот после попыток штурма.
4. Ул.Крещатик – главная улица Киева длиною в 1,3 км, расположенная между Европейской и Бессарабской площадями, пересекая главную площадь столицы – Майдан Независимости. Во времена Киевской Руси часть Крещатика (от Майдана Независимости до Европейской площади) называлась Перевесище и находилась за пределами Киева. Местность эта была покрыта лесом, в котором местные князья устраивали охоту на мелких зверей и птиц с помощью «перевисив» (сетей). Существует множество версий происхождения названия улицы. По мнению некоторых исследователей название «Крещатик» произошло от названия местности «Крещатая долина» (еще одно название местности, образовавшееся из-за расположенной здесь дороги вдоль ручья).
Есть версия, что в конце XVIII в. название «Крещатик» имела улица Набережно-Крещатицкая, которая начиналась тогда от Крещатицких ворот, построенных на месте нынешней Почтовой площади. От этих ворот и до нынешней Европейской площади проходил Крещатицкий путь. Активная застройка Крещатика приходится на конец XVIII — начало XIX вв. Сначала застроили участок от Европейской площади до улицы Прорезной. В 1837 г. улицу продлили до Бессарабской площади, дав название Крещатицкой. С 1869 г. закрепилось название Крещатик. До начала 1940-х гг. улица была застроена в основном 3-х и 4-х этажными зданиями, стоящими сплошным фасадом, а ширина её составляла 35 м.
Сегодня Крещатик – это не только центральная улица столицы, но и главное место посещения горожанами и туристами. В выходные и праздничные дни здесь перекрывают транспортное движение и улица становится пешеходной. В такие дни тут проводятся концерты, парады, общественные мероприятия и др. Вдоль Крещатика расположилось множество офисов, магазинов, бутиков, ресторанов, кафе и пабов, а также торговые центры ЦУМ и «Глобус».
5. ТК «Арена Сити» — торговый комплекс премиум-класса, одно из самых помпезных зданий, расположенных на углу улиц Бассейной и Б.Васильковской. Угол дома № 1 по Б.Васильковской построен в 1896 г., в 1899-1900 гг. — часть комплекса со стороны Бессарабской пл. и ул.Бассейной, 2, а в 1900-1901 гг.- часть здания по ул. Б.Васильковской, 3. Эти три части настолько похожи по оформлению, что воспринимаются как одно большое здание. Все строения – работа известного арх. А.Краусса. Изначально как доходный дом здание принадлежало коммерческому советнику и владельцу десятков домов в центре Киева — Николаю Попову, который зарабатывал огромные деньги от аренды.
На первых этажах размещались магазины и кофейни, на верхних – дорогие меблированные комнаты, первоклассные гостиницы «Орион» и «Берлин». С 1920-х гг. здесь разместилась рабочая поликлиника им.Ленина, а в 1930-х гг. еще и студенческие общежития и квартиры рабочих «Ленинской кузницы». В послевоенные годы в здании была городская больница. В 1980-х гг. из здания выселили учреждения и жильцов, вернув зданию торговое назначение. После реконструкции в 2005г. комплекс украсили лепнина, панорамные лифты, мансарды, фонтаны, доминирует башенная система. Сегодня здесь разместились выставки, офисы, рестораны и клубы – «Пинчук АртЦентр», Skybar, Arena Dance Club и «Мандарин плаза».
6. Андреевский спуск – одна из красивейших улиц и визитная карточка столицы. С давних времен являлась связующим звеном между Верхним и Нижним городом. Свое название улица получила в честь св.Андрея Первозванного. По легенде, на месте Днепра раньше было море, которое ушло, повинуясь св.Андрею. Тот взошел на вершину холма и поставил там крест. Вода ушла, а на ее месте воздвигли Андреевскую церковь. Во времена Киевской Руси спуск св. Андрея Первозванного был наиболее коротким путем, чтобы добраться из Верхнего города в Нижний, в котором располагались городской порт и ремесленнические кварталы.
В 1711г. согласно приказу киевского губернатора проезд между Замковой и Андреевской горами расширили, благодаря чему спуск стал пригоден не только для всадников и пешеходов, но и для телег, запряженных конями и волами. Поднимаясь по крутому спуску торговцы теряли товар, который падал с возов, и с тех пор и появилась поговорка: «Что с воза упало, то пропало». А внизу на пересечении с Боричевым Током, находились врата, где купцы платили таможенный сбор, а сборщики податей собирали упавшие товары.
В народе спуск также называют столичной улицей красных фонарей. Правда, в каких именно зданиях находились дома терпимости или, так называемые, публичные дома, мнения расходятся. Некоторые уверяют, что один из 9-ти домов, действовавших на спуске, был расположен в здании нынешнего театра «Колесо». А другие утверждают, что ни один из них не сохранился, поскольку все дома были деревянными, и позже их снесли. Но факт наличия публичных домов на Андреевском подтверждается в исторических документах: в XVIII в. улица не считалась престижной, потому на ней существовали «обители для дам легкого поведения» до середины ХІХ в.
На рубеже XIX-XX в. была произведена наиболее существенная застройка Андреевского спуска. На улице стали обосновываться известные личности – ученые, художники, писатели, скульпторы, композиторы. Сегодня здесь можно увидеть множество интереснейших достопримечательностей: Андреевскую церковь, Замок Ричарда Львиное Сердце, музеи, галереи, сувенирные и антикварные магазины, художественные мастерские. Особую уникальность эта улица представляет благодаря известным личностям, проживающим на ней в разные времена. Этот спуск является одним из любимейших мест гостей столицы и самих киевлян.
7. Подол — излюбленное место горожан и туристов, старейшая часть столицы, называемая в Древнем Киеве как «нижний город», расположена у подножия Днепра и является одним из исторических районов. Подол изначально развивался как портовая часть города, где селились ремесленники и велась активная торговля. Центром Подола считалась нынешняя Контрактовая площадь, где проводились торги. С конца XVIII в. тут проходили ежегодные контрактовые ярмарки. После пожара 1811 г. Подол стал активно застраиваться.
Тут и сегодня можно увидеть множество церквей, памятников архитектуры и музеев. Уютные кафе и рестораны расположились на основной улице Подола – ул. Сагайдачного, соединяющей Контрактовую и Почтовую площади. С Почтовой пл. открывается великолепный вид на набережную, Труханов остров и Пешеходный мост. Здесь же находится главная речная станция столицы — речной вокзал, напоминающий гигантский белый корабль. Набережная у речного вокзала после ее недавней реконструкции стала местом не только для отдыха, но и для проведения культурно-массовых мероприятий.
8. Киево-Печерская Лавра – основана в 1051г. монахом Антонием, который создал здесь первые молитвенные общины, поселившись в пещерах будущего Печерского монастыря. Именно от пещер и берет свое название монастырь. По просьбе Антония, Князь Изяслав подарил монастырю территорию, включающую в себя всю гору над пещерами. В 1062 г. монастырь был назван Печерским. С конца XI в. начинает расстраиваться территория монастыря. Были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь и Трапезная. Именно в стенах Печерского монастыря в 1113 г. летописец Нестор пишет «Повесть временных лет» — основной источник современных знаний о Киевской Руси.
Статус Лавры монастырь получил в 1688 г. Лавра – это почетное звание, которое присуждалось только крупным и значительным монастырям. Киево-Печерский монастырь становится духовным и культурно-просветительским центром. В середине XVIII ст. был сформирован уникальный архитектурный ансамбль Лавры, сохранившийся до наших дней. Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем Киевской Руси, площадь которого составляла около 30 га. Территория монастыря включает в себя ближние и дальние пещеры.
Стоит отметить Колокольню высотой в 96,5 м, которая до XX в. была самым высоким строением в Киеве. В 1920 гг. монастырь закрыли, сделав на его территории музейный городок. В 1941г. был взорван Свято-Успенский собор. Только в 1988г. Лавра была открыта, а в 1990г. внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2000 г. восстановлен Успенский Собор. Сегодня на территории Лавры есть музеи, уникальные святыни, а в пещерах находятся мощи святых.
9. Монумент «Родина-мать» — был открыт в 1981 г. в День Победы и входит в десятку самых высоких статуй мира, высота которого 102м. Сооружение с нержавеющей стали цельносварное весом в 450т. Статуя символизирует женское начало, силу духа украинского народа и установлена на склонах Днепра так, что видна даже в дальних районах Киева. Внутри монумента смонтированы два лифта и расположены смотровые площадки, откуда открывается впечатляющий вид на город. Одна площадка расположена в ногах статуи на высоте 36 м (высота 12-этажного дома), другая — на высоте 91 м (с задней стороны щита над пальцами левой руки скульптуры). Сегодня это самая большая скульптура в Украине, и внесена в «Книгу рекордов Украины». У подножия монумента расположен музей Украины во Второй мировой войне.
10. Мариинский парк — ранее назывался Царским, где устраивались парады. Основоположницей парка считается императрица Мария, жена Александра ІІ. Прибыв после коронации в Киев и следуя европейской и Петербургской моде разбивки парков, императрица велела на месте дворцовой площади и военного плаца разбить парк в английском стиле. Также название парка связывают и с именем еще одной царской особы Марии Федоровны, жены императора Александра III, которая жила в Киеве 2 года, занимаясь организацией госпиталей и санаториев для раненых во время I мировой войны.
Именно здесь Мария Федоровна узнала об отречении императора и была отправлена в эмиграцию. До сих пор расходятся мнения историков об особе, в честь которой назван парк и одноименный дворец. Рядом с дворцом расположена видовая площадка, с которой можно полюбоваться рекой Днепр и левобережьем столицы.