Храмы и монастыри Киева

Храмы и монастыри Киева


ХРАМЫ РАЗНЫХ РЕЛИГИЙ В КИЕВЕ

Православные храмы в Киеве

Православные

Католические храмы в Киеве

Католические

Мусульманские храмы Киев

Мусульманские

Индуистские храмы Киев

Индуистские

Еврейские храмы Киев

Еврейские

Мормонские храмы Киев

Мормонские











Некоторые храмы и монастыри Киева сохранились до наших дней и имеют очень древнюю историю. Разнообразие религиозных учреждений не мешает прекрасно сосуществовать друг с другом и обогащать своими традициями и достижениями другие. Арабы и волжские булгары (мусульмане по вероисповеданию) также прибывали в Киев с торговыми миссиями (о чем свидетельствуют многочисленные находки арабских монет, вышедших из монетных дворов Багдада, Куфы и др.), но постоянных поселений их в средневековом Киеве не обнаружено.

Первые поселения мусульман в Киеве возникают в связи с господством над землями бывшей Руси татар, создавшими своё государство — Золотую Орду (основана ханом Батыем в 1242 г. после его возвращения из похода в Центральную и Юго-Восточную Европу). Один из ханов Золотой Орды — Узбек — принял ислам в качестве государственной религии (около 1320 г.). Киевская летопись под 1331 г. упоминает о двойном правлении в Киеве «князя Фёдора со баскаком» (баскак — полномочный представитель хана на завоёванных землях). После монгольского нашествия (в 1240 г.) жизнь в Киеве сосредотачивалась на Подоле, поэтому баскак-наместник избрал в качестве своей резиденции господствующую над ним высоту — гору Юрковицу. Западнее её находилось небольшое поселение татар. В наше время на месте бывшего татарского поселения существует микрорайон с названием татарка, на месте старой мечети стоит новая ар-Рахма. При этой мечети существует «Духовное управление мусульман Украины» (ул. Лукьяновская, 46).

Но мало кто знает, что с татарами связана ещё одна историческая местность в Киеве. Это — Липки. Сейчас бытует романтизированная версия о происхождении этого названия от лип, которые там произрастали. Но наши гиды на экскурсии расскажут вам, что липками называли татар, бежавших с ханом Тохтамышем от Тамерлана (Тимура), в пределы Великого княжества Литовского. Тохтамыш и его татары-липки раскинули свои шатры на Долгой Ниве — обширном поле между Печерским монастырем и Крещатиком. С тех пор за Долгой Нивой закрепилось новое название — Липки.

Киев — духовный центр православия. Эта миссия была определена ему самой историей. Ещё сам основатель города Кий посетил столицу христианства — Константинополь, — где, по словам летописца, был с честью принят самим императором. Но подлинной столицей православного государства — Руси- Киев стал только в эпоху князя Владимира, получившего в истории эпитет «Креститель». Летопись сообщает нам о колебаниях князя при выборе веры (между исламом, иудаизмом и христианством). Он мог выбрать любую из этих религий, но его выбор пал именно на христианство восточного обряда.  Германский хронист XI в. Адам Бременский пишет, что во времена Ярослава Мудрого (сына Владимира Крестителя) в Киеве уже насчитывалось 400 (!) церквей. Подавляющее большинство их были деревянными, но были и каменные величественные сооружения, не уступавшие по величине и красоте константинопольским храмам. Не зря тот же Адам Бременский назвал Киев «украшением Востока, соперником Константинополя». По данным археологии, в Киеве было свыше 40 монументальных каменных сооружений (соборы, церкви, дворцы, ротонды). Большинство этих сооружений было уничтожено впоследствии завоевателями, а те, что сохранились (София Киевская, Михайловский Златоверхий собор и др.) дошли до нас в значительно перестроенном виде. Некоторые храмы и монастыри Киева имеют открытую для обозрения древнюю кладку, которая даёт нам представление о том, какими красивыми были эти сооружения.

X
Выдубицкий монастырьВыдубицкий монастырь — расположен в урочище Выдубичи, на холме над Днепром. По легенде здесь «выдыбал» на берег языческий идол Перуна, сброшенный в Днепр князем Владимиром. Возникновению названия мог послужить и подземный монастырь, который впоследствии «выдыбал» на поверхность. Выдубицкий монастырь основан в XI в. сыном Ярослава Мудрого князем Всеволодом Ярославичем. В 1070 г. был заложен главный храм монастыря, который частично сохранился до наших дней. В 1696 -1701 гг. в монастыре был возведен Георгиевский собор, в котором хранятся мощи святого Георгия, великомученицы Варвары, Иоанна и др. Сегодня при монастыре работают приют для престарелых священнослужителей, школа для детей из малоимущих семей, мастерские, школа церковного пения и лечебница. Ранее на территории монастыря существовало кладбище. Сейчас сохранилось 13 захоронений. На территории есть колодец, в котором можно набрать целебной воды.
X
Софийский соборСофийский собор — величайшее архитектурное сооружение, построенное великим князем Ярославом Мудрым в 1037г., которое сохранило до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века — мозаики и фрески (260 кв. м подлинных мозаик XI в. и около 3 тыс. кв. м фресок). Религиозные и государственные идеи того времени нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской. Ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии. Войдя в Собор, взгляд приковывает величественная фигура молящейся богоматери Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Фрески Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора и тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием живописи времен Киевской Руси. На стенах собора сохранились граффити — древнерусские надписи, которые являются важнейшим документом датирования росписей. По-видимому, в центральной части здания работы выполнены в 40-е, а в галереях — в 60-е гг XI в. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской — выдающийся памятник средневекового монументального искусства. Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры. Софийский собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
X
Кирилловская церковьКирилловская церковь – второй храм после Софийского собора, сохранившийся со времен Древней Руси в первозданном виде. Это уникальный памятник архитектуры и монументальной живописи. Храм основан черниговским князем Всеволодом Ольговичем в I-й половине XII в. и был родовой усыпальницей Ольговичей. Назван храм в честь святого Кирилла — покровителя князя. Согласно летописи первое захоронение (жены Всеволода) датируется 1179 г. В 1194г. здесь был погребён киевский князь Святослав Всеволодович Здесь сохранились фрески XII в., росписи ХVII в. и масляные фрески XIX в., а при реставрации ХVII-ХVIII вв. храм приобрёл черты украинского барокко. До наших дней сохранилось до 800 кв. м древнерусских фресок, не имеющих аналогов ни в одном из памятников православного мира. Среди масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX в., особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля, чью Богоматерь сравнивают с Сикстинской Мадонной. С 1929 г. церковь объявили историко-культурным заповедником, а с 1965г. входит в состав заповедника «София Киевская». Сегодня церковь – это не только музей, но и действующий храм.
X
Зверинецкий монастырьАрхангело-Михайловский Зверинецкий пещерный монастырь — древнерусская подземная обитель, предположительно основана в XI-XII вв. на территории Зверинца, что являлись загородными охотничьими угодьями Киевского князя Всеволода. Был разрушен половцами в 1096-1097 гг. В конце XIX в. были найдены пещеры монастыря, после чего монастырь был частично возрождён в 1913 г. Недалеко от входа в пещеры обнаружена пещерная церковь и небольшая келья, слева от нее — подземный коридор с 40 усыпальницами. На стенах сохранились древне-русские рисунки и надписи, в т.ч. знаменитый Зверинецкий крест. В 2009 г. на базе Зверинецкого скита учрежден Архангело-Михайловский монастырь. Были сооружены два храма: Храм собора преподобных отцов Зверинецких, Собор во имя иконы Божией Матери. Пещеры монастыря являются памятником археологии национального значения. Согласно одной из версий, в пещерах скита могла храниться библиотека Ярослава Мудрого. Посетить пещеры приходят не только паломники, но и туристы.
X
Печерская ЛавраКиево-Печерская Лавра – основана в 1051г. монахом Антонием, поселившись в пещерах будущего Печерского монастыря. Именно от пещер и берет свое название монастырь. По просьбе Антония, Князь Изяслав подарил монастырю территорию, включающую в себя всю гору над пещерами. В 1062 г. монастырь был назван Печерским. С конца XI в. начинает расстраиваться территория монастыря. Именно в стенах Печерского монастыря в 1113 г. летописец Нестор пишет «Повесть временных лет» — основной источник современных знаний о Киевской Руси. Статус Лавры монастырь получил в 1688 г. Лавра – это почетное звание, которое присуждалось только крупным и значительным монастырям. Киево-Печерский монастырь становится духовным и культурно-просветительским центром. Территория монастыря включает в себя ближние и дальние пещеры. Сегодня на территории Лавры есть музеи, уникальные святыни, а в пещерах находятся мощи святых.
X
Костел св. НиколаяКостел Святого Николая — римско-католический костёл в стиле неоготики, построенный в 1909 г. в память о посещении Киева императором св. Николаем II. Был построен по инициативе католической общины Киева на средства частных спонсоров и католических прихожан. Для строительства впервые была предложена закладка фундамента на бетонных сваях, а в конструкциях широко использовался железобетон. В 1930-е г.г. был закрыт и разграблен, духовенство подверглось репрессиям, а в здании разместили склады товаров. В 1943 г. костел сильно пострадал от артиллерийского обстрела и пожара. С 1980 г. костёл стал функционировать в качестве концертного зала Дома органной и камерной музыки. С 1992 г. проводятся богослужения римско-католической общины согласованно с концертной деятельностью Дома органной музыки. Здание внесено в список сооружений, которыми владеет государство и не подлежит возвращению религиозным объединениям. В 2001 г. костёл посетил папа римский Иоанн Павел II. Костел уникален своей акустикой и органом (до 4тыс.труб), сделанный на заказ.
X
Синагога БродскогоСинагога Бродского — построена в 1898 г. на деньги киевского еврея — миллионера Лазаря Бродского и находится на ул. Шота Руставели, 13. Поскольку евреям не разрешалось строить культовые сооружения в центральной части Киева, то проект синагоги был отвергнут губернскими властями. Для ритуальных целей разрешалось приспосабливать жилые и хозяйственные помещения. Тогда Бродский и киевский раввин Евсей Цуккерман пошли на хитрость, послав в Петербург жалобу и чертеж бокового фасада синагоги, откуда здание напоминало жилой дом. И Сенат дал разрешение. Здание построили по проекту архитектора Георгия Шлейфера , а работы выполняла лучшая в городе строительная компания Льва Гинзбурга. В 1926 г. синагогу закрыли, а с 1955 г. здесь находился детский кукольный театр. В 1997 г. здание вернули еврейской общине Киева. Сегодня на территории синагоги есть музей, где можно увидеть ханукию работы израильского скульптора Френка Мейслера, фрагмент свитка Торы II-V в., копию ключа с открытия синагоги в 1898 г., старинные книги, кипы, тфилины, мезузы, подсвечники.
X
Храм мормонов КиевКиевский храм мормонов — храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, построенный в пригороде Киева – с. Софиевская Борщаговка. Был открыт в 2010 г. и считается третьим по величине храмом в мире и в Восточной Европе. Площадь здания поражает своими масштабами – это три 5-ти метровых этажа, что составляет 2 тыс. м2. Высота шпиля достигает 42 м, на пике которой возвышается позолоченная статуя ангела Морония. Фасад сооружения облицован светлым гранитом, окна украшены витражами с изображением колосков. Интерьер церкви также богат убранством — мраморный пол, высокие своды, картины с Иисусом в золочёных рамах. Внутри обустроены залы для проведения обрядов и комнаты для обучения. Кроме храма, на территории находится Приход – молитвенный дом для проведения богослужений. Сама территория украшена деревьями, цветочными клумбами и фонтанами. Имеется гостиница для гостей.
X
Храм Кришны КиевКиевский храм сознания Кришны – индуистский храм Международного общества сознания Кришны, расположенный на пер. Зоряный, 16. Функционирует с 1992 г. и носит название «Нью-Навадвипа Мандир». Считается самым крупным храмом на Украине. Это просторное 6-ти этажное кирпичное здание с большими окнами строилось поэтапно, начиная с 1992 г. вплоть до 2014 г. Внутри находится изумительная алтарная с круговыми балконами и чёрно-белым мраморным полом, в конце зала — украшенный цветами алтарь из резного дерева, на котором установлены божества Чайтанья и Нитьянанда. У входа в храм расположено кафе, где можно отведать вегетарианскую пищу. Рядом с храмом — Киевская духовная академия вайшнавского образования. Храм открыт ежедневно. По воскресеньям проводятся Воскресные фестивали, которые может посетить любой желающий. Из храма ведутся прямые видео-трансляции по сети интернет.
X
Мечеть Ар-РахмаМечеть Ар-Рахма — первая и единственная мечеть в Киеве, в переводе означает «милосердие», построенная рядом со старым мусульманским кладбищем. Кладбище давно уже не действующее. Здесь можно увидеть лишь некоторые оставшиеся могилы, сохранившиеся до наших дней. Строительство мечети было начато в середине 1990-х г.г. на средства мусульманской общины. Торжественное открытие Ар-Рахма состоялось только в 2011 г. Архитектура мечети и минарет высотой в 27 м. привлекают своей красотой и необычностью. На территории мечети есть библиотека, Женский зал, учебные классы, спортивная площадка, Воскресная школа и кружки. В мечети находится и реликвия – это копия свитка из ткани, на котором написаны имена всех духовных лидеров направления суфизм.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля