Храмы и монастыри Киева

Храмы и монастыри Киева

Нажав на линзу , можно посмотреть фото и описание элементов маршрута.


ХРАМЫ РАЗНЫХ РЕЛИГИЙ В КИЕВЕ

Православные храмы в Киеве

Православные

Католические храмы в Киеве

Католические

Мусульманские храмы Киев

Мусульманские

Индуистские храмы Киев

Индуистские

Еврейские храмы Киев

Еврейские

Мормонские храмы Киев

Мормонские










Некоторые храмы и монастыри Киева сохранились до наших дней и имеют очень древнюю историю. Разнообразие религиозных учреждений не мешает прекрасно сосуществовать друг с другом и обогащать своими традициями и достижениями другие. Арабы и волжские булгары (мусульмане по вероисповеданию) также прибывали в Киев с торговыми миссиями (о чем свидетельствуют многочисленные находки арабских монет, вышедших из монетных дворов Багдада, Куфы и др.), но постоянных поселений их в средневековом Киеве не обнаружено.

Первые поселения мусульман в Киеве возникают в связи с господством над землями бывшей Руси татар, создавшими своё государство — Золотую Орду (основана ханом Батыем в 1242 г. после его возвращения из похода в Центральную и Юго-Восточную Европу). Один из ханов Золотой Орды — Узбек — принял ислам в качестве государственной религии (около 1320 г.). Киевская летопись под 1331 г. упоминает о двойном правлении в Киеве «князя Фёдора со баскаком» (баскак — полномочный представитель хана на завоёванных землях).

После монгольского нашествия (в 1240 г.) жизнь в Киеве сосредотачивалась на Подоле, поэтому баскак-наместник избрал в качестве своей резиденции господствующую над ним высоту — гору Юрковицу. Западнее её находилось небольшое поселение татар. В наше время на месте бывшего татарского поселения существует микрорайон с названием татарка, на месте старой мечети стоит новая ар-Рахма. При этой мечети существует «Духовное управление мусульман Украины» (ул. Лукьяновская, 46).

Но мало кто знает, что с татарами связана ещё одна историческая местность в Киеве. Это — Липки. Сейчас бытует романтизированная версия о происхождении этого названия от лип, которые там произрастали. Но наши гиды на экскурсии расскажут вам, что липками называли татар, бежавших с ханом Тохтамышем от Тамерлана (Тимура), в пределы Великого княжества Литовского. Тохтамыш и его татары-липки раскинули свои шатры на Долгой Ниве — обширном поле между Печерским монастырем и Крещатиком. С тех пор за Долгой Нивой закрепилось новое название — Липки.

Киев — духовный центр православия. Эта миссия была определена ему самой историей. Ещё сам основатель города Кий посетил столицу христианства — Константинополь, — где, по словам летописца, был с честью принят самим императором. Но подлинной столицей православного государства — Руси- Киев стал только в эпоху князя Владимира, получившего в истории эпитет «Креститель». Летопись сообщает нам о колебаниях князя при выборе веры (между исламом, иудаизмом и христианством). Он мог выбрать любую из этих религий, но его выбор пал именно на христианство восточного обряда.  Германский хронист XI в. Адам Бременский пишет, что во времена Ярослава Мудрого (сына Владимира Крестителя) в Киеве уже насчитывалось 400 (!) церквей.

Подавляющее большинство их были деревянными, но были и каменные величественные сооружения, не уступавшие по величине и красоте константинопольским храмам. Не зря тот же Адам Бременский назвал Киев «украшением Востока, соперником Константинополя». По данным археологии, в Киеве было свыше 40 монументальных каменных сооружений (соборы, церкви, дворцы, ротонды). Большинство этих сооружений было уничтожено впоследствии завоевателями, а те, что сохранились (София Киевская, Михайловский Златоверхий собор и др.) дошли до нас в значительно перестроенном виде. Некоторые храмы и монастыри Киева имеют открытую для обозрения древнюю кладку, которая даёт нам представление о том, какими красивыми были эти сооружения.