Топ 10 древностей Киева


1. Детинец– точка отсчета нашего государства. История киевского детинца отходит ко временам расцвета древнеславянского государства Киевская Русь — названии принятом историками в начале XVІІІ в. для одинакового применения при упоминании сверхдержавы. С другой стороны киевский детинец принято называть историками «Город Владимира» — по имени князя Владимира Великого, построившего его в период своего княжения (970-988гг.). Несмотря на археологические раскопки, которые говорят о том, что первые поселения на территории Киева основаны в VІ в., столицей древнего государства Киев стал с VІІІ -ІX вв. Именно при Владимире Великом поселение приобрело вид укрепленного города, обнесенного земляным валом и рвом с креплениями из дерева, с въздными каменными воротами и занимало площадь 10-12 га. Внутри города появились первые каменные дома — сохранились до настоящего времени остатки княжеского дворца княгини Ольги. Композиционным центром города стала Десятинная церковь, построенная при Владимире Святославиче в 989-996 гг. В последующие столетия укрепления детинца обновлялись при Ярославе Мудром (защищенная территория города была расширена до 70 га, построены Золотые ворота), затем в XVІІ в. при Богдане Хмельницком и в XVІІІ в. русским генерал-фельдмаршалом Х.А. Минихом. Последующее бурное развитие строительства Киева стерло с лица земли остатки древних валов и самого детинца.

2. Десятинная церковь — первая каменная церковь Киевской Руси, была построена на месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан — младенец Иоанн и отец его Федор. Сооружена церковь была в 989-996гг. в период княжества Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов — десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери и представлял собой крестово-купольный шестистолпный храм. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). Здесь были похоронены Владимир Святославович и его жена — византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240г. орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний тайник киевлян. Во время жестокой резни, устроенной татаро-монголами, множество киевлян попыталось укрыться в храме. Под натиском людей церковь не выдержала и рухнула, погребя под собой горожан. В 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы начались первые раскопки и были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. По инициативе П.Могилы в 1635г. на месте Десятинной церкви был построен храм в честь св. Николая, который простоял до 1824г. Это была маленькая церквушка, именовавшаяся, как Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. П.Могила оставил после смерти тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви. Строительство нового храма (1828-1842гг.) в византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальным строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837г. в фундамент Красного корпуса Киевского университета, что должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси. В 1928г. Десятинную церковь было уничтожено советской властью. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. На сегодняшний день принято решение отказаться от восстановления здания. Комплекс археологических раскопок находится, как и весь комплекс Софии Киевской, под защитой ЮНЕСКО.

3. Западный (Большой) дворец – дворец, которой занимал небольшую площадь и находился перед Десятинной церковью, поражавший современников роскошью и великолепием. Западная сторона дворца предположительно была главной резиденцией князя Владимира. Причем продольная ось Десятинной церкви точно перпендикулярна к оси дворца. Вероятно, перед Десятинной церковью были установлены четыре скульптуры лошадей, привезенные Владимиром из Херсонеса, как в Константинополе четыре знаменитых коня скульптора Лисиппа, что были вывезены из Олимпии и установлены перед Софийским собором. Анализируя характер членений, можно считать, что общая длина здания достигала 70—72м. Центральное, почти квадратное в плане помещение (9*8м по внутренним размерам), очевидно, представляло собой вестибюль дворца, где могли размещаться лестницы на 2-й этаж. Перекрывалось помещение скорее шатровым верхом. С двух сторон к центральному помещению примыкали вытянутые в плане крылья. Возможно, фасады нижнего этажа имели открытые аркады перед парадными залами, в верхнем — располагались жилые помещения. Кирпичные части стен не сохранились, но по обломкам кирпича видно, что он был подобен кирпичу Десятинной церкви.

4. Южный дворец — дворец, расположившийся с юго-запада под углом к Десятинной церкви, отделявший площадь от главной улицы города, и был, возможно, княжеской гридницей, т. е. парадным залом, где собиралась дружина. Дворец имел трехчастную планировку: вытянутое в плане среднее помещение и два квадратных — по бокам. Фундаменты были заложены сравнительно неглубоко (60 см) при очень большой толщине (170 см). Фундамент, кладка и кирпич этого здания такой же, как в Западном дворце. В центральном помещении предположительно находился большой зал, а в боковых — башни с лестницами на 2-й этаж.

5. Золотые Ворота — единственные врата, сохранившиеся со времен Киевской Руси. Золотые ворота появились во времена князя Ярослава Мудрого и упоминаются в летописи под 1037 г. Это старейшее оборонное сооружение Киевской Руси служило главными вратами древнего Киева, а сегодня является символом столицы и одной из его главных достопримечательностей. Если подойти со стороны ул.Золотоворотской и заглянуть внутрь через железную герцу, то можно рассмотреть остатки древних пилонов различной длины, выложенных в древней византийской технике «opus mixtum». Сохранились и фрагменты прикладок, выполненных в технике кладки XI в. Это следы укрепительных конструкций, появившихся после деформации стен и сводов ворот после попыток штурма.

6. Софийские ворота — Градские (Батыевы) ворота, сооружены в конце X в. при создании оборонительной системы Верхнего града – города Владимира. Через ворота полчища Батыя ворвались в детинец. Фундаменты Софийских ворот представляли собой две параллельные стены 6-ти метровой длины. Под четырёхгранной башней ворот находился высокий арочный проезд шириной в 4 м и, вероятно, подъёмный мост. Конструкция Софийских ворот изначально создавалась из дерева и состояла из клетей, возведенных в два яруса с надвратными боевыми башнями-стрельницами, которые венчали пирамидообразные крыши с удобными площадками для стрельбы из луков и самострелов (древнерусских арбалетов). Лишь позже, к 1017–1026гг., ворота были разобраны и вновь возведены из плинфы и камня, став главным въездоми ключевым узлом обороны города Владимира. Руины ворот были разобраны в 1798г. Фундаменты их обозначены красным кварцитом на углу улиц Б.Житомирской и Владимирской.

7. Софийский собор — величайшее архитектурное сооружение, построенное великим князем Ярославом Мудрым в 1037г., которое сохранило до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века — мозаики и фрески (260 кв. м подлинных мозаик XI в. и около 3 тыс. кв. м фресок). Религиозные и государственные идеи того времени нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской. Ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии. Войдя в Собор, взгляд приковывает величественная фигура молящейся богоматери Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Фрески Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора и тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием живописи времен Киевской Руси. На стенах собора сохранились граффити — древнерусские надписи, которые являются важнейшим документом датирования росписей. По-видимому, в центральной части здания работы выполнены в 40-е, а в галереях — в 60-е гг XI в. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской — выдающийся памятник средневекового монументального искусства. Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры. Софийский собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

8. Кирилловская церковь – второй храм после Софийского собора, сохранившийся со времен Древней Руси в первозданном виде. Это уникальный памятник архитектуры и монументальной живописи. Храм основан черниговским князем Всеволодом Ольговичем в I-й половине XII в. и был родовой усыпальницей Ольговичей. Назван храм в честь святого Кирилла — покровителя князя. Согласно летописи первое захоронение (жены Всеволода) датируется 1179 г. В 1194г. здесь был погребён киевский князь Святослав Всеволодович Здесь сохранились фрески XII в., росписи ХVII в. и масляные фрески XIX в., а при реставрации ХVII-ХVIII вв. храм приобрёл черты украинского барокко. До наших дней сохранилось до 800 кв. м древнерусских фресок, не имеющих аналогов ни в одном из памятников православного мира. Среди масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX в., особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля, чью Богоматерь сравнивают с Сикстинской Мадонной. С 1929 г. церковь объявили историко-культурным заповедником, а с 1965г. входит в состав заповедника «София Киевская». Сегодня церковь – это не только музей, но и действующий храм.

9. Киево-Печерская Лавра – основана в 1051г. монахом Антонием, который создал здесь первые молитвенные общины, поселившись в пещерах будущего Печерского монастыря. Именно от пещер и берет свое название монастырь. По просьбе Антония, Князь Изяслав подарил монастырю территорию, включающую в себя всю гору над пещерами. В 1062 г. монастырь был назван Печерским. С конца XI в. начинает расстраиваться территория монастыря. Были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь и Трапезная. Именно в стенах Печерского монастыря в 1113 г. летописец Нестор пишет «Повесть временных лет» — основной источник современных знаний о Киевской Руси. Статус Лавры монастырь получил в 1688 г. Лавра – это почетное звание, которое присуждалось только крупным и значительным монастырям. Киево-Печерский монастырь становится духовным и культурно-просветительским центром. В середине XVIII ст. был сформирован уникальный архитектурный ансамбль Лавры, сохранившийся до наших дней. Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем Киевской Руси, площадь которого составляла около 30 га. Территория монастыря включает в себя ближние и дальние пещеры.Стоит отметить Колокольню высотой в 96,5 м, которая до XX в. была самым высоким строением в Киеве. В 1920 гг. монастырь закрыли, сделав на его территории музейный городок. В 1941г. был взорван Свято-Успенский собор. Только в 1988г. Лавра была открыта, а в 1990г. внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2000 г. восстановлен Успенский Собор. Сегодня на территории Лавры есть музеи, уникальные святыни, а в пещерах находятся мощи святых.

10. Выдубицкий монастырь — расположен в урочище Выдубичи, на холме над Днепром. По легенде здесь «выдыбал» на берег языческий идол Перуна, сброшенный в Днепр князем Владимиром. По другим источникам название Выдубичи происходит от переправы через Днепр. Лодки назвались дубы, так как сделаны они были из цельного дуба. Кроме того, возникновению названия мог послужить и подземный монастырь, который впоследствии «выдыбал» на поверхность. Выдубицкий монастырь основан в XI в. сыном Ярослава Мудрого князем Всеволодом Ярославичем. В 1070 г. на склоне Днепра был заложен главный храм монастыря – собор Святого Михаила, который частично сохранился до наших дней. В 1199 г. церковь была укреплена подпорной стеной для защиты от оползней. Монастырь был духовным центром, центром светской жизни Киева (здесь проводили переговоры князья, работали ученые и летописцы). В конце XIII в. скит пришел в упадок. В XVI в. часть церкви обвалилась. В 1696 -1701 гг. в монастыре был возведен Георгиевский собор, в котором хранятся мощи святого Георгия, великомученицы Варвары, Иоанна Дамаскина и др. Также была возведена церковь Преображения Господня, которая славится своим уникальным резным иконостасом, выполненным в виде родословного древа. В 1833 г. была построена колокольня. Сегодня при монастыре работают приют для престарелых священнослужителей, школа для детей из малоимущих семей, мастерские, школа церковного пения и лечебница. Ранее на территории монастыря существовало кладбище. Сейчас сохранилось 13 захоронений, среди которых могилы знаменитого педагога К.Д. Ушинского и супругов Ханенко. На территории есть колодец, в котором можно набрать целебной воды.